Генеалогия Молдовы,Бессарабии,Приднестровья

ВСЕ О БЕССАРАБИИ

Общественное устройство Бессарабии

структура власти*законодательство*учреждения и организации*наместники, губернаторы

______________________________________________________________________________________________________

Структура власти Бессарабии

С присоединением Бессарабии к России начался процесс введения общероссийских законов и учреждений.

В 1813 г . были утверждены « Правила об образовании временного правления в Бессарабии». Первая глава гласила, что в Бессарабия (она находилась на положении особой области в России) делится на 12 цинутов, однако были созданы 9 – Хотинский, Ясский (Фолештский), Сорокский, Орхейский, Бендерский, Хотарничанский, Кодрский, Гречанский, Томаровский (Измаильский). В этот период в области сохранялась административно – управленческая структура цинутов, сложившаяся в Молдавском княжестве. Во главе каждого цинута находился исправник. Исправник выполнял функции администратора, судьи, полицмейстера и сборщика налогов. Под началом у исправника находились городничие (кэпитаны де тырг), однодворческие старшины (кэпитаны де мазыл), поверенные, управляющие отдельными станами (векилы) , волостные старшины (околаши), сельские старосты и др. Исправниками назначались только бояре первого класса, а на остальные должности (до околаша) избрались бояре второго и третьего класса. Административное управление в городах также в значительной степени сохранило прежний характер. Русская полиция была учреждена только в Кишиневе и Хотине. Полицейское управление в Оргеевском цинуте по прежнему называлось сердарией.

В 1816-1818 г.г. областное правительство Бессарабии осуществило ряд мероприятий, направленных на укрепление централизованной власти областного аппарата и ограничение деятельности цинутских исправников. В цинуты были посланы чиновники и ревизоры для проверки деятельности земской полиции, рассмотрения жалоб граждан на взимание противозаконных налогов. Был расформирован Хотарничанский цинут. В 1817 г. в Кишиневе была учреждена городская дума. Она состояла из 5 гласных (членов думы) и письмоводителя. Исполнителшьным органом думы была управа. Делами ремесленного населения ведала цеховая управа. В Хотине, Бендерах, Измаиле, Килии, Аккермане были созданы так называемые инвалидные команды, осуществлявшие надзор за порядком.

По уставу образования Бессарабской области (1818 г.) закреплялась автономия Бессарабии (но в отличии от автономий Польши и Финляндии она носила административный, а не законодательный характер). Устав ликвидировал в цинутах некоторые должности, существовавшие еще до Х1Х в., например кэпитан де тырг. Количество цинутов сократилось до 6: были ликвидированы Сорокский и Гречанский и образован Аккерманский цинут. В 1818 г. Бессарабия делилась на 6 цинутов: Хотинский, Ясский (с 1887г. переименован в Бельцкий), Орхейский, Бендерский, Измаильский и Аккерманский. Полиция была организована по русскому образцу: в каждом городе, центре цинута, был начальник полиции (полицмейстер) с приставами и квартальными надзирателями. Финансовым органом цинута было казначейство цинута.. С 1818 г. в каждом цинуте существовал суд цинута (1 судья и 2 члена суда, избранных из дворян). При судах цинута, которые рассматривали как гражданские, так и уголовные дела (за исключением правонарушений дворян и служащих, которые рассматривались в Верховном Совете) были прокуроры. По уставу 1818 г. в каждом цинуте учредились земские исправничества, в каждое исправничество назначался капитан – исправник, и выбирались дворянством 4 заседателя. Цинуты делились на волости во главе с околышами. В селах административные функции выполняли ворники.

Согласно Учреждению для управления Бессарабской областью (1828 г.) край терял статус самостоятельной области и становился частью Новороссийского генерал – губернаторства. Все цинутские учреждения подчинялись органам центрального управления, отменялась выборная система: уездные (цинутские) чиновники назначались. Цинуты переименовывались в уезды. Были утверждены Хотинский, Оргеевский, Ясский, Бендерский, Аккерманский и Измаильский уезды, а также безуездные города Килия и Рени. В 1829 г. из частей Измаильского и Аккерманского уездов было образовано Измаильское градоначальство (в 1829-1836 г.г. было выведено из подчинения губернатора и передано военным властям), просуществовавшее до 1856 г. В 1830 г. создан Леовский уезд, в 1836 г. Сорокский и Кишиневский уезды. В 1835 г. местечко Фрумоаса было преобразовано в город и переименовано в Кагул , а Леовский уезд стал называться Кагульским. В 1857 г. был образован Комратский уезд, но он просуществовал только год.

В результате Крымской войны по условиям Парижского мира от Бессарабии отошли полностью Измаильский уезд, части Аккерманского и Кагульского уезда. На этой территории находились Измаил, Рени, Кагул, Комрат, Вулканешты, Леово и др. города. Данная территория была возвращена в состав Бессарабии в 1878 г.

В 60-х годах XIX в. в России были проведены ряд буржуазных реформ. В числе первых - крестьянская реформа 1861 г., отменившая крепостное право. Проводилась на основе "Положения 19 февраля 1861" (опубликовано 5 марта). Крестьяне получили личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохранили собственность на принадлежавшие им земли. Крестьяне обязаны были выкупать полученные от помещиков наделы, что в ряде мест вызвало массовые выступления. До выкупа крестьяне назывались временнообязанными и несли повинности в пользу помещиков. Одной из наиболее крупных реформ явилось учреждение местного самоуправления. 1 января 1864 г. император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с этим Положением в каждой губернии и в каждом уезде избирались губернское и уездное земские собрания. Эти собрания в свою очередь избирали исполнительно-распорядительные органы - уездные и губернские земские управы. Выборы были бессословные, но от участия в них отстранялись женщины, учащиеся, народные учителя, "находящиеся в услужении у частных лиц" (в эту категорию наряду со слугами входили также рабочие и служащие частных промышленных предприятий) и т.д., а также армия и полиция, поскольку они считались вне политики.

15 ноября 1868 г. был издан указ о применении Регламента 1 января 1864 г. относительно губернского и земского управления Бессарабии. Каждый уезд и город имел право избирать органы местного самоуправления, в состав которых входили помещики, горожане и крестьяне. В прерогативу земств Бессарабии входили проблемы местного хозяйства: ремонт мостов, дорог, развитие судоходства по Днестру; сельскохозяйственное обучение, открытие школ, выставок; здравоохранение; надзор за общественным просвещением и народным образованием. Земства Бессарабии были реакционными, вместо введения единого налога они настаивали на освобождении помещиков от налогов, пресекали любые попытки учреждения пропорционально избираемых представительных органов. По образцу земских учреждений в 1870 г. были созданы бессословные органы городского самоуправления.

В соответствии с Городовым положением 16 июня 1870 г. в городах избирались сроком на 4 года городские думы, которые в свою очередь создавали исполнительно-распорядительные органы - городские управы во главе с городским головой. По Городскому регламенту проводилась подготовительная работа по претворению в жизнь городской реформы и в Бессарабии. В этих целях 22 августа было открыто областное по городским делам присутствие. В Кишиневе городская Дума была создана в марте 1871 г., позднее - еще в 6 городах Бессарабии. В Оргееве и Бельцах, находящихся в частных владениях, органы самоуправления состояли из городского старосты и 2-х его помощников. Замена сословной Думы всесословной сыграла положительную роль. Правом участвовать в выборах в городские думы пользовались лишь плательщики городских налогов. Все участвовавшие в выборах разделялись на три избирательных собрания: в состав первого включались наиболее крупные налогоплательщики, вносившие в общей сложности 1/3 всех городских налогов; во втором собрании участвовали менее крупные налогоплательщики, вносившие вторую треть налогов; в третьем собрании все остальные мелкие налогоплательщики, вносившие оставшуюся треть общей суммы налогов. Такая система выборов давала преимущества в городских думах крупной буржуазии и крупному дворянству, владевшему городскими домами-усадьбами. Органы местного самоуправления строили и содержали дороги местного значения, организовывали медицинскую помощь населению (содержали земские больницы), содержали народные школы, занимались благоустройством городов и населенных пунктов и т.д. Однако деятельность его в этом отношении сдерживалась скудностью доходной части местного бюджета, который составлялся из особых земских сборов, своей тяжестью ложившихся опять-таки на податные сословия. Попытки некоторых земств обложить более высокими налогами промышленников и торговцев были пресечены правительством.

12 июня 1890 г. было опубликовано утвержденное Александром III новое Положение о земских учреждениях, восстановившее сословный избирательный принцип на основе изменения имущественного ценза, которое увеличило представительство от дворян. По новому Положению в первую избирательную группу входили дворяне потомственные и личные, во вторую - прочие избиратели и юридические лица, в третью - крестьяне. Губернские гласные, как и прежде, избирались на уездных земских собраниях, в губернское собрание обязательно включались все уездные предводители дворянства и председатели уездных земских управ (с 1890 г.). Реформа 1890 г. дала дворянам абсолютное преобладание в учреждениях местного управления. Новое Земское Положение фактически отрицало всякую связь с идеей местного самоуправления. По положению 1890 г. были лишены избирательных прав: духовенство, церковный притч, крестьянские товарищества, крестьяне, владеющие в уезде частной землей, лица, имеющие купеческие свидетельства, владельцы торговых и промышленных заведений и евреи. Сельские избирательные съезды были упразднены, гласные назначались губернатором из числа кандидатов, избранных волостными сходами. Был по существу уничтожен принцип выборности управ, вводился порядок утверждения не только для председателя управы, но и для всех членов управы, причем земские собрания лишались права обжаловать неутверждение. Председатели и члены управ числились состоящими на государственной службе (ст.124), и в председатели управ не могли избирать лиц, не имеющих права на государственную службу. Участь земских учреждений в 1892 г. постигла и городское самоуправление. Городовое Положение 1892 г. значительно урезало избирательное право для горожан, что привело к уменьшению числа избирателей в 6-8 раз (до 0,5% - 2% всего городского населения). Сокращено было и число гласных (примерно в 2 раза). Произошли изменения и во внутреннем устройстве органов городского управления: управа была поставлена в более независимое от думы положение, права городского головы, как председателя думы, значительно расширены за счет прав гласных, дума лишена была права отдачи под суд членов управы. Новое Городовое Положение приравнивало выборных должностных лиц городского управления к правительственным чиновникам и ставило их в дисциплинарную зависимость от администрации. Городские головы и члены управы считались состоящими на государственной службе, губернатор получил право делать им предписания и указания, а губернское по городским делам присутствие могло устранять их от должности, дума же этого права была лишена. Реформа 1890-1892 гг. отбросила устройство местной власти далеко назад.

В Бессарабии к 1887 г. существовало 7 уездов: Хотинский, Сорокский, Оргеевский, Бендерский, Кишиневский, Аккерманский, Ясский, переименованный в Бельцкий уезд. Вопрос об устройстве Измаильского уезда обсуждался 25 лет, это обуславливалось тем, что в уезде структура внутреннего административного деления, его органов управления существенно отличались от структуры других Бессарабских уездов. До конца ХIХ в. в Измаильском уезде все оставалось неизменным – население платило налоги, введенные еще в Молдавском княжестве после 1856 г., вместо волостей существовали коммуны. Окончательно вопрос об административном устройстве Измаильского уезда был решен в 1904 г. К концу 19 века царское правительство завершило реорганизацию административного устройства Бессарабии, были ликвидированы местные особенности в структуре и формах административного устройства, а также незначительные элементы автономии.

Боршевский А.П., магистр наук

Литература

1. Анцупов И.А., Жуков В.И. Реформы в управлении Бессарабией с 1812-1829 гг. // Ученые записки Кишиневского государственного университета. 1957. Т. ХХVI 2. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. Москва, 1983 3. Жуков В. И. Города Бессарабии 1812-1861 гг. Кишинев, 1964 4. Зеленчук В. С. Население Бессарабии и Поднестровья в ХIХ в. Кишинев, 1979 5. Историческое значение присоединения Бессарабии и левобережного Поднестровья к России. / Под ред. В.И. Жукова. Кишинев, 1987 г. 6. История Молдавской ССР в 2-х томах / Под ред. Л.В. Черепнина. Кишинев, 1965-1968 7. История Республики Молдова. С древнейших времен до наших дней. Кишинев, 1998 8. Кассо Л.А. Россия на Дунае и образование Бессарабской области. Москва, 1913 9. Кишинев. Энциклопедия / Под ред. А.И. Тимуша. Кишинев, 1984 10. Лашков Н.Б. Бессарабия к столетию присоединения к России. Географический и историко-статистический обзор края. Кишинев, 1912 11. Молдавская ССР / Под ред. И. К. Вартичана. Кишинев, 1979 12. Молдоване. Очерки истории, этнографии, искусствоведения / Под ред. Я.С. Гросула. Кишинев, 1977 13. Ожог И.А., Шаров И.М. Краткий курс лекций по истории румын. В 4-х частях. Кишинэу, 1992 14. Ожог И.А., Шаров И.М. История румын. План-конспект. В 2-х частях. Кишинэу, 1999 15. Титов А.А. Реформы Александра II и их судьбы. Москва, 1916. 16. Федоров Г.К. Государственно - административное устройство и местное право Бессарабии (1812-1917 гг.). Кишинев, 1974 17. Boldur A. Istoria Basarabiei. Chisinau, 1992 18. Droracek M. Istoria dreptului romanesc. Iasi, 1992 19. Еrbicianu V. Nationalizarea justitiei si unificarea legislativa in Basarabia. Bucuresti, 1934 20. Iovva I. Politica Rusiei tariste in Basarabia // Politica. 1991. № 3 21. Nistor I. Istoria Basarabiei. Chisinau, 1991 22. Panaitescu P. Istoria romanilor. Chisinau, 1990

Общественное устройство Бессарабии

структура власти*законодательство*учреждения и организации*наместники, губернаторы

______________________________________________________________________________________________________

Географические сведения*Бессарабия в составе России*Бессарабское общественное устройство*Земство в Бессарабии*Бессарабское дворянство*Церковь в Бессарабии*Бессарабские интеллектуалы*Бессарабская пресса*Пушкин в Бессарабии