Генеалогия Молдовы,Бессарабии,Приднестровья

ВСЕ О БЕССАРАБИИ

СТАРООБРЯДЧЕСТВО В БЕССАРАБИИ

 

Краткая история старообрядцев*Культурные центры старообрядческой Бессарабии*Персоналии*

Архивные материалы и исторические источники о старообрядцах*

______________________________________________________________________________________________________

Старообрядческая тематика на страницах «Кишиневских епархиальных ведомостей»

 

    Кроме всего прочего, 1867 год в истории Бессарабии был знаменателен и тем, что в области начал функционировать еще один периодический печатный орган, а именно «Кишиневские епархиальные ведомости».

 

Кишиневские епархиальные ведомости

 

Первенцем бессарабской прессы, как мы знаем, были «Бессарабские областные ведомости», начавшие свое существование 17 июля 1854 года и до самых лихих лет революции 1917 года извещавшие, просвещавшие, образовывавшие и воспитывавшие бессарабскую читающую публику.
    Тезис о необходимости гласности, пропаганды, агитации, о работе с массами, о проникновении в сознание человека и формировании там соответствующих убеждений родился отнюдь не в годы развивающегося и развившегося социализма. О силе печатного слова церковь знала издавна. Ни для кого не секрет, что создание рукописных книг, а затем и книгопечатанья вынашивалось и рождалось большей частью в религиозно-церковной среде.
    В Бессарабской области церковное книгопечатание началось вскоре после образования Кишиневской и Хотинской епархии. Созданная лидером бессарабской церкви митрополитом Гавриилом Бэнулеску-Бодони епархиальная типография тиражировала книги на молдавском языке, архиерейские обращения к клиру, всяческий прикладной материал вроде консисторских циркуляров, бланков для метрических книг и прочее. На издание газеты в епархии не пошли. И причины тут, скорее всего, не материальные: местное общество, видимо, еще не созрело. Не было в нем ни соответствующей грамотности, ни начитанности. Потребитель печатной газетной продукции был еще где-то на пути к периодической прессе.
    Так подошли шестидесятые годы, время царской реформации, большой и шумной государственной перестройки. Рухнуло крепостное право, претерпела коренное изменение судебная система. Широко развернуло свою деятельность земство. Бессарабия тоже не была в стороне. Общественная жизнь и здесь не просто менялась, она усложнялась. В 1867 г. вышел первый номер новой газеты – «Кишиневские епархиальные ведомости», на три года опередив еще один местный рупор гласности – «Сборник бессарабского земства», начавший выходить с 1870 года.
    В свое время, когда начинали свою деятельность «Бессарабские областные ведомости», редакция их порой пребывала в смятении: пора выпускать очередной номер, а статей в него еще не поступило, никто не знал, о чем писать. Такого в КЕВ не было.
    «Епархиальные ведомости» вошли в быт бессарабцев спокойно и уверенно. У них была своя ниша – дела церковные, свой читатель – церковно-священнослужители, сообщество грамотное, дисциплинированное, хорошо организованное, воспринявшее новое издание как серьезную поддержку в своей работе с паствой. Номера выходили по регламенту, получались они полновесными, зачастую даже с добавками в виде разного рода приложений. Держалось это редакционное благополучие не на штатных сотрудниках, профессиональных журналистах. «Ведомости» делали представители своего же цеха, редакторами, цензорами, секретарями выступали сотрудники местной семинарии, в число авторов доступ оказывался вообще широкий: от приходских пономарей и дьячков до самого начальника епархии. Случалось, к священнослужителям присоединялись бессарабские учителя и чиновники.
    «Ведомости» выходили два раза в месяц. После1905 года они стали еженедельными. По внешнему виду трудно было определить, какого характера это издание: то ли газета в журнальном формате, то ли журнал, сделанный с применением немудреной провинциальной полиграфии. Потом как-то сошлись на том, что это все-таки журнал.
    Структура журнала была типична для того времени, он делился на две части: отделы официальный и неофициальный, у каждого из них была своя пагинация. Официальный отдел считался рупором власти, в нем размещались августейшие указы, директивы центральных организаций, разумеется, прежде всего синода, распоряжения епархиального архиерея и определения духовной консистории. Здесь же объявлялось о кадровых перемещениях, о наличии служебных вакансий, публиковались отчеты о деятельности учебных заведений, епархиальных съездов, свечных заводов, духовных братств и церковных общественных организаций.
    Неофициальный отдел старался быть авторским. Здесь сосредотачивались работы церковных журналистов, богословов, историков, библиографов. Здесь же шла редакционная переписка и хроника епархиальной жизни.
    В этом разделе любили печатать свои обращения к бессарабской пастве архиепископы Антоний Шокотов, Павел Лебедев, Сергей Ляпидевский, Серафим Чичагов, Платон Рождественский. На его страницах «поднялся» как духовный автор Андрей Михайлович Пархомович. Он опубликовал в КЕВ свои теологические работы «О Книге «Песнь песней», «Книга Иова», «Общий смысл пророчеств Иеремии», а также большое количество собственных комментариев к Святому Писанию. Не чужд был и исторических разысканий, в результате которых появились подробные статьи справочного характера: «Список ректоров и инспекторов Кишиневской духовной семинарии за время столетнего (с 31 января 1813 г.) существования ее», «Редакторы и цензоры «Кишиневских епархиальных ведомостей», «Очерк пастырской деятельности Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Кишиневского и Хотинского», «Преосвященный Петр, епископ Аккерманский, викарий Кишиневской епархии, с сообщением кратких сведений вообще о его жизнедеятельности», «Киевская духовная академия для Кишиневской епархии с ее учебными заведениями», «Краткие биографические сведения об иерархах Кишиневской епархии с 1882 по1913 год». От Андрея Михайловича шли в редакцию сообщения о деятельности Кишиневского отдела Императорского Православного Палестинского общества.
    Его брат Иосиф Михайлович был не менее плодовит, а, стало быть, не менее полезен, чем Андрей Михайлович. Он охотнее работал в жанре исторического повествования, построенного на ретроматериалах церковной персонологии. Именно он познакомил бессарабского читателя с подробностями жизни и деятельности кишиневских архипастырей Гавриила Бэнулеску-Бодони, Павла Лебедева, Иринарха Попова, Сергея Ляпидевского, Серафима Чичагова, викарного епископа Аркадия Филонова. Вместе с этим он отдавал много времени поиску информации о прошлом духовно-учебных заведений. Так в КЕВ были опубликованы статьи: «Преобразование духовно-учебных заведений в царствование императора Александра I», «Страницы из жизни Кишиневских учебных заведений с 1855 по 1868 год», «Краткая историческая записка о состоянии Кишиневского епархиального женского училища в 1878 – 1879 учебном году». В IX выпуске трудов Бессарабского церковного историко-археологического общества помещена его обобщающая работа «Духовно – учебные заведения Кишиневской епархии». Хотя она и значилась как «краткий очерк», однако заняла без малого двести страниц. Иосиф Михайлович, как и его брат, был активным общественником, все материалы в КЕВ о Бессарабском церковном историко – археологическом обществе принадлежали, как правило, ему.
    Авксентий Георгиевич Стадницкий, в монашестве Арсений, до того, как стал епископом и ректором Московской духовной академии, служил в Кишиневской епархии, преподавал в здешней семинарии, выпускником которой и являлся. В 1880 г., еще будучи семинаристом, он начал публиковать в КЕВ свои работы. Затем, после завершения учебы в Киевской духовной академии в 1885 г., он возвращается в КДС и, одновременно с преподаванием с 1887 по 1895 год сотрудничает в журнале, выполняя роль его фактического редактора. Журналистское наследие отца Арсения и велико и разнообразно. Это был тип универсального журналиста, чувствовавшего себя свободно в любом газетном жанре, охотно бравшийся за всякие темы, в том числе и требовавшие глубоких специальных знаний.
    Вот образцы его богословских сочинений: «О христианском мире. Размышления в неделю о Фоме», «Поучение в неделю св. отец иже в Никеи», «Поучение в день воздвижения креста Господня», «Слово на четвертую пассию», «О церковном чтении», «О посте по учению св. Василия Великого», «О священных одеждах церковно-служителей», «Характер церковного чтения и пения и исполнение церковных песнопений в древней христианской церкви». А вот примеры публикаций Арсения с более историческим уклоном: «О заслугах Владимира для просвещения России», «Обычай двуписьменности в древней Руси», «Исторический очерк Благородного пансиона, учрежденного при Кишиневской семинарии», «Была ли в Бельцах резиденция первого молдавского митрополита?», «Учреждение викарианства для Бессарабии и в Бессарабии», «Меры о развитии просвещения в Бессарабии по присоединении ее к России в 1812 году», «Попытка открытия первого женского училища в Бессарабии», «Краткий биографический очерк высокопреосвященнейшего Платона, митрополита Киевского и Галицкого», «Воспоминание об отце Паисии», «О деятельности митрополита Гавриила по управлению Молдо-Влахийским экзархатом».
    Стадницкий неоднократно выступал как публикатор исторических документов. К примеру, он представил в редакцию «Материалы для истории Кишиневской семинарии», подборку «Из рукописей Кишиневской семинарской библиотеки», «Амфилохий, епископ Хотинский (Материалы для истории Бессарабской епархии)», «Праилово-Измаильская епархия. (Материалы для истории Бессарабской епархии)», «Воззвание Амфилохия , епископа Хотинского, к архимандриту Киево-Печерской лавры (Зосиме)», «Страдания святого великомученика Иоанна Нового, глаголемого Сочавского, мученика в Белграде (Аккермане)», «Материалы для истории Добрушского монастыря. Послания архимандрита Феофила, настоятеля Свято-Николаевского Добрушского монастыря, почтенному собору оного …». В качестве приложения к КЕВ, также при участии Стадницкого, вышел в свет «Журнал секунд-майора фон Раана о войне при завоевании Молдавии и Валахии в 1787 – 1789 гг.».
    Штатный состав редакции, как мы заметили раньше, был по сути дела никакой. Стадницкому приходилось выполнять массу текущей журналистской работы. Он писал тьму мелких заметок, книжных рецензий, отчетов о епархиальных событиях, некрологов. Наличие в КЕВ различных свежих материалов исторического содержания придавало журналу легкий налет занимательности, сенсационности: здесь открывались тайны, предлагались неожиданные знания, оживали предания старины далекой, а семинарские мыслители получали возможность демонстрировать свою ученость.
    Вполне возможно, что из Авксентия Георгиевича сформировался бы журналист очень высокого, столичного уровня. Но судьба его была задумана по другому. Его способности и увлеченность делом были замечены, в 1895 г. началось его карьерное восхождение. Приняв монашеский постриг с именем Арсений, он поднимается к должности инспектора духовной семинарии в Новгороде. Вскоре становится ее ректором, а затем и ректором Московской духовной академии в сане епископа Волоколамского, викария Московской епархии (1899 г.). Далее карьера его развивалась завидно. В 1903 г. он занимает самостоятельную кафедру епископа Псковского и Порховского, в 1910 г. становится архиепископом, возглавляет престижную епархию Новгородскую и Старорусскую. Революцию он встретил в сане митрополита, во время выборов патриарха российской православной церкви был одним из претендентов на этот титул. Скончался в 1936 году в должности митрополита Ташкентского, почти в ссылке. Входил в свое время в синод, государственный совет, в большое число комитетов и комиссий, вел жизнь с напряженным и жестким графиком, и один бог знает, как он находил время для трудов писательских. Из его опубликованных работ можно сформировать длинную книжную полку. На этой полке, в ряду изрядного количества статейных материалов и государственных бумаг, стоят и книги, отмеченные печатью глубокого и специального знания, как то: «Положение православного духовенства в Румынии» (1889), «Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях» (1891), «Гавриил Банулеско – Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808 - 1812) и митрополит Кишиневский (1813 - 1821)» (1894), «Архимандрит Андроник, игумен Ново – Немецкого св. Вознесенского монастыря в Бессарабии» (1895), «Из современной церковной жизни в Румынии» (1901), «В стране священных воспоминаний. Описание путешествия в Святую землю, совершенного летом 1900 г. преосвященным Арсением, ректором Московской духовной академии в сопровождении профессоров и студентов» (1902). 1914 годом датируется его двухтомник «На духовной страде. Слова и речи». Все это читается и используется научно и сегодня. Мыслителя уже нет, но голос его звучит. Вот оно таинство печатного знака!
    Таким же «человеком на своем месте» был и Василий Григорьевич Курдиновский. Он почему-то не вошел ни в какие энциклопедии, хотя этого вполне заслуживал.
    В 1895 году, когда Авксентий Стадницкий покидал Кишинев, Курдиновский завершал учебу в С.-Петербургской духовной академии. В Бессарабской губернии он появился в конце 1896 года, в должности учителя КДС, в 1898 он уже выступает на страницах «Ведомостей» с такими материалами: «Слово в день святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого», «Память 40 мучеников святейших», «Пасхальные обычаи в Бессарабии», «Шестидесятилетие Белградского богословского училища в Сербии», «Прощальная речь к курсистам и курсисткам, сказанная на акте, состоявшемся 26 июля 1898 г.». Уже с этого захода он предстал перед читателем универсальным церковным журналистом, одинаково свободно пишущим слова и речи, комментарии по богословским вопросам, отчеты о приездах и отъездах, юбилеях, рецензии на книжные новинки и заметки по поводу. В 1908 году он получает назначение на место редактора КЕВ, но быстро с него уходит, оставляя за собой редактирование неофициального отдела «Ведомостей». В этом качестве он оставался по 1916 год включительно. В 1916 году он предполагает издавать журнал с названием ни много ни мало «Будущее и прошлое Бессарабии». С пришествием революции, включился в политику, стал депутатом Сфатул Цэрий.
    Конечно, с уходом Курдиновского бессарабская церковная пресса потеряла многое, он был не только последовательным летописцем современной ему эпохи, но и прирожденным краеведом историком. На его плечах лежало редактирование почти всех дореволюционных выпусков «Трудов Бессарабского церковного историко-археологического общества», в котором публиковался и сам, причем его публикации случайными и незначительными не назовешь. «Список древнейших церквей Бессарабской губернии», «Пещерные храмы Бессарабии», «Рукописная церковнослявянская грамматика Гербовецкого монастыря Бессарабской губернии», «Апокалипсис Андрея Кессарийского», «Базиликальные, углубленные в землю каменные храмы», «О чоклах (гробокопателях) Бессарабии», «Дело о бессарабских Ланкастерских школах», «Археологическая поездка по Бессарабии», «Записки по теории словесности», «Легенда о Бессарабии», «Пасхальные обычаи в Бессарабии» - вся эта сумма специальных знаний не стареет, она интересна и актуальна и сегодня.
    К упомянутым выше именам, справедливости ради, следовало бы добавить еще целую вереницу имен, но надо признаться, что мы, да и вообще кто-либо в Молдове, еще не готовы представить читателю полный и аннотированный список авторского коллектива «Кишиневских епархиальных ведомостей» за все время их существования. Факт этот сам по себе неловкий, нельзя быть столь неуважительными к людям, благодаря заботам которых мы сегодня, оглянувшись назад, можем что-то увидеть и что-то узнать. Их презентация – дело будущего, а именно когда пойдет речь о Бессарабской церковной прессе вообще. В данном же случае нас интересуют частности. А отвлеклись мы от заявленной темы преднамеренно: необходимо было познакомить нашего читателя с тем, где и как освещалась на протяжении полустолетия жизнь бессарабской православной церкви, назвать имена людей, которые способствовали своими творческими приношениями существованию в Бессарабии авторитетной церковной газеты. Хотелось, чтобы у читателя родилось доверительное к ним отношение, ибо КЕВ есть глубокий и доступный источник интересующей нас информации.
    Старообрядческая тема не считалась в КЕВ чем-то случайным или маргинальным. Липоване были для всех уровней администрации головной болью реальной и насущной. Власть требовала деятельности, деятельность требовала отчетности. Газета была тут в самый раз – пусть люди знают.
    Конечно, борцом за торжество и чистоту ортодоксального российского православия выступал каждый священнослужитель. Но дело со староверами, видимо, казалось правительству настолько проблематичным, что из священников была сформирована своего рода гвардия, называвшаяся миссионерами. Это они, бессарабские противораскольнические (были еще противосектантские) миссионеры, и собрали на страницах «Кишиневских епархиальных ведомостей» массу необходимых для понимания процесса сведений.
    Интересны их отчеты. В 70-е годы на этом поприще выступал священник Г. Милкин. В 1880-е отец Феодосий Воловей. Он проработал в этом качестве более двадцати пяти лет, был авторитетен, в старообрядческих селах относились к нему достаточно холодно. Его журналистское наследие – это в основном рабочие материалы, заметки из повседневной практики духовного перевоспитания. Нечто аналогичное мы видим и у его коллег: С. Маргаритова, И. Сахарова, И. Попова, Я. Матвеева, И. Софроновича. Авксентий Стадницкий, как мы уже знаем, профессиональным миссионером не был, но он , несмотря на редакционную загруженность и увлеченность собственными проектами, регулярно делал пространные, на несколько журнальных номеров, статьи под названием «Состояние раскола и сектантства в Бессарабии по миссионерским отчетам». И, наконец, апофеозом миссионерскому ремеслу прозвучало исследование также уже знакомого нам по предыдущему разговору Иосифа Михайловича Пархомовича «Краткий исторический очерк противораскольничьей миссии в Кишиневской епархии с 1813 до 1910 года».
    В процессе просмотра «Кишиневских епархиальных ведомостей», так же как и при анализе содержимого документальных фондов Национального архива Республики Молдова, мы не придерживались какой-либо селективности, не разделяли источники информации на основные и второстепенные, хорошие и посредственные. В представленные в этой работе списки входило все, где речь шла о старообрядчестве или предметах, так или иначе связанных с ним.

Шпановский Л. П. Расколоучитель Аввакум и его сочинения. – 1869, № 19, н. о., с. 641-664; № 22, н. о., с. 709-729; № 24, н. о., с. 901-819.

Старообрядцы в Московской патриаршей ризнице. – 1869, № 23, н. о., с. 758.

Благочиннический съезд единоверческого столичного духовенства. – 1870, № 21, н. о., с. 620.

О раскольническом попе Кирилле, задержанном Новоселицкою таможнею и отобранных у него церковных вещах. (Из дел Кишиневской духовной консистории). – 1871, № 3, н. о., с. 77-78.

Раскольнические книги под заглавием: «Отца Никона, игумена Черные горы, рукописные научения св. Иоанна Златоуста и скитское покаяние (Из дел Кишиневской духовной консистории). – 1871, № 3, н. о., с. 78-81.

Отчет проф. Ивановского о его беседах с старообрядцами в Казани. – 1872, № 4, н. о., с. 132-135.

Образование единоверческого прихода в г. Кишиневе. – 1872, № 23, н. о., с. 760-769.

Киранов С. Тарутинские раскольники. – 1873, № 1, н. о., с. 7-13.

Предположение по возбуждению буковинскими раскольниками беспоповщинской секты ходатайства относительно переселения их в Россию. – 1873, № 10, н. о., с. 443-444.

Современное положение раскола. – 1873, № 17, н. о., с. 654-657.

Мельхиседек, епископ. Статистические сведения о раскольниках (липованах) в Молдо-Валахии (Румынии). – Из книги «Русские раскольники» Мельхиседека, епископа нижнего Дуная. – 1873, № 2, н. о., с. 66-78.
Богословский С. Некоторые обстоятельства при устроении беспоповцами епископства в Турции. – 1873, № 19, н. о., с. 702-715; 1874, № 4, н. о., с. 147-157; № 12, н. о., с. 465-478; № 13, н. о., с. 491-507; № 16, н. о., с. 605-626.

Вопрос о значении клятв, положенных Московским поместным собором в 1667 г. на употребляющих двоеперстие и другие подобные обряды. – 1874, № 2, н. о., с. 85-86.

Отношение русской церкви к единоверным церквам и иноверным христианским обществам. (Из отчета оберпрокурора св. Синода за 1872 год). – 1874, № 3, н. о., с. 95-113.

Беседы с раскольниками в Полоцке. – 1874, № 11, н. о., с. 442-443.

Предложение – выработать новые положения для раскольников. – 1874, № 20, н. о., с. 771.

Пархомович И. М. Краткая заметка о преподавании «учения о русском расколе» в Кишиневской духовной семинарии». – 1874, № 19, н. о., с. 731-737.

Юркевич М. А. Поп Лазарь – расколоучитель. – 1874, № 21, н. о., с. 791-801.

Новый закон о раскольнических браках и значении его. – 1875, № 6, н. о., с. 258- .

Милкин Г. Разговор со старообрядческими начетчиками об обряде перстосложения. – 1875, № 18, н. о., с. 668-673.

Милкин Г. Разговор со старообрядцем о клятве собора 1667 года. – 1875, № 21, н. о., с. 788-792.

Милкин Г. Разговор со старообрядцем о пении «Аллилуйя!». – 1875, № 23, н. о., с. 883-885.

Милкин Г. Разговор со старообрядцем по поводу беседы со старообрядцами, бывшей в семинарии 14 декабря. – 1875, № 24, н. о., с. 913-916.
Милкин Г. Разговор священника Кишиневской единоверческой церкви со старообрядцами австрийской секты. – 1875, № 15, н. о., с. 576-584.

Открытие при Кишиневской духовной семинарии публичных бесед со старообрядцами. – 1875, № 19, н. о., с. 712-718.

Пархомович И. М. Речь в день открытия публичных бесед со старообрядцами. – 1875, № 19, н. о., с. 718-731.

Беседы со старообрядцами. – 1875, № 23, н. о., с. 887.

Беседы со старообрядцами в здании Кишиневской семинарии. – 1875, № 21, н. о., с. 809-810; 1875, № 23, н. о., с. 883-885; – 1876, № 3, н. о., с. 111-113; № 21, н. о., с. 826-830; – 1880, № 5, н. о., с. 242.

Беседа православного с старообрядцем о перстосложении для Крестного Знамени. Беседа первая. – 1876, № 5, н. о., с. 125-144.

Беседа православного с старообрядцем. Беседа вторая. – 1876, № 6, н. о., с. 149-159.

Беседа православного с старообрядцем. Беседа третья. – 1876, № 7, н. о., с. 187-207.

Беседа православного с старообрядцем. Беседа четвертая. – 1876, № 8, н. о., с. 227-253.

Беседа православного с старообрядцем. Беседа пятая. – 1876, № 9, н. о., с. 269-288.

Беседа православного с старообрядцем. Беседа шестая. – 1876, № 10, н. о., с. 315-332.

Беседа православного с старообрядцем. Беседа седьмая. – 1876, № 11, н. о., с. 361-376.

Беседа православного со старообрядцем. О перстосложении для благословения. – 1876, № 23, н. о., с. 887-908; № 24, н. о., с. 961-984.

Милкин Г. Разговор со старообрядцем Австрийского согласия. – 1876, № 9, н. о., с. 293-297.

Милкин Г. Среди старообрядцев Хотинского уезда. – 1876, № 10, н. о., с. 337-340.

Мысли Кишиневского старообрядца, принадлежащего к Австрийскому согласию. – 1876, № 16, н. о., с. 590-596; № 22, н. о., с. 816-821.

Милкин Г. Среди старообрядцев с. Грубно, Хотинского уезда. – 1876, № 19, н. о., с. 708-713.

Милкин Г. О бедствиях, причиняемых разделением в вере и о причинах сего разделения. – 1877, № 10, н. о., с. 421.

Каменщиков Е. Мое обращение из раскола к св. церкви. – 1877, № 77, н. о., с. 408.

Посещение архипастырем <Павлом> старообрядческой церкви в городе Кагуле. – 1879, № 18, н. о., с. 711-712.

Раскольники в новоприсоединенном участке Бессарабии. – 1879, № 15, н. о., с. 614.

Посещение Высокопреосвященнейшим Павлом селений Измаильского уезда, обитаемых раскольниками. – 1880, № 20, н. о., с. 1004-1009.

Записка о сомнениях и недоумениях относительно именуемой старообрядческой церкви и существующего в оной новоучрежденного (австрийского) священства, с просьбою о разрешении сих сомнений и недоразумений, поданная несколькими лицами из общества старообрядцев окружников в сбор их именуемых епископов 25 октября 1879 года. – 1880, № 2, н. о., с. 56-72.

Пархомович И. М. Важнейшие события из истории Австрийского священства со времени удаления Амвросия из Белой Криницы до смерти Кирилла. – 1884, № 13, н. о., с. 439-455; № 14, н. о., с. 459-472.

Прусский П. Беседа с православным священником о том, что нужно для успешного действования в обращении глаголемых старообрядцев к православной церкви. – 1885, № 1, н. о., с. 1-18.

Открытие при Кишиневской духовной семинарии публичных чтений по истории русского раскола. – 1885, № 3, н. о., с. 94-100.

Об истинных смысле и значении, содержащихся в полемических противораскольнических сочинениях прежнего времени порицаниях на именуемые старые обряды. – 1886, № 10, н. о., с. 161-162.

Изъяснение о содержащихся в полемических против раскола сочинениях прежнего времени порицаниях на именуемые старые обряды. – 1886, № 10, н. о., с. 162-170.

Пастырское воззвание епископов православныя Греко-российской церкви, в богоспасаемом граде Казани собравшихся, бывшим о господе градом греко-российския церкви, а ныне не в единении с оною пребывающим, глаголемым старообрядцам. – 1886, № 11, н. о., с. 183-192.

О почитании святых икон. – 1886, № 23, н. о., с. 518-531.

О необходимости святых храмов. – 1886, № 24, н. о., с. 535-544.

В. П. Несколько слов о русских диссидентах. – 1887, № 12, н. о., с. 464-470.

П. Несколько слов по поводу книги «Истинность старообрядчестствующей иерархии противу взводимых на нее обвинений» Священника Амвросия. – 1887, № 15, н. о., с. 582-592.

Стадницкий А. О соборе окружников и противоокружников, бывшем в Кишиневе 6 мая 1886 года. – 1887, № 21, н. о., с. 818-829; № 22, н. о., с. 854-867.

Стадницкий А. Поездка в Москву на съезд православных миссионеров. – 1887, № 18, н. о., с. 689-706; № 19, н. о., с. 742-759; № 20, н. о., с. 775-788; № 23, н. о., с. 899-913.

О расколе и сектах. – 1888, № 3, н. о., с. 124-125; № 5, н. о., с. 209-210; № 21, н. о., с. 768.

Слово к глаголемым старообрядцам от православных миссионеров, собравшихся в богоспасаемый град Москву из разных мест. – 1888, № 19, н. о., с. 680-688.

Михул К. Беседа с глаголемыми старообрядцами, признающими белокриницкое священство, в с. Корянке, Измаильского уезда. – 1888, № 4, н. о., с. 159-166.

О состоянии раскола и деятельности русской православной церкви по обращению раскольников и сектантов (по всеподданнейшему отчету г. обер-прокурора св. синода за 1885 год). – 1888, № 5, н. о., с. 196-208.

Стадницкий А. Состояние раскола и сектантства в Бессарабии. – 1888, № 7, н. о., с. 321-327; № 8, н. о., с. 339-349.

С. М. К вопросу о значении празднования 900-летия крещения Руси св. Владимиром. – 1888, № 17, н. о., с. 607-619.

Воловей Ф. Увещание, сделанное двум раскольницам с. Васильевки, Измаильского уезда, находящимися в замужестве за православными. – 1888, № 19, н. о., с. 688-706.

Стадницкий А. Состояние раскола и сектантства в Бессарабии по миссионерским отчетам. – 1889, № 8, н. о., с. 347-360; № 9, н. о., с. 395-417; 1890, № 14-15, н. о., с. 628-654; № 16, н. о., с. 683-696; 1891, № 16, н. о., с. 475-493; № 17, н. о., с. 505-524.

Стадницкий А. Записка И. С. Аксакова «О бессарабских раскольниках». – 1889, № 10, н. о., с. 445-460.

Ивановский Н. Некоторые из приемов старообрядческих собеседников. – 1889, № 6, н. о., с. 166-173.

И. П-в. Из наблюдений над старообрядцами. – 1889, № 16, н. о., с. 683-690.

Важное значение сельских церковных библиотек в борьбе пастыря с расколом. – 1889, № 16, н. о., с. 699-704.

Воловей Ф. Второе увещание двум раскольницам, находящихся в замужестве за православными. – 1889, № 2, н. о., с. 75-85.

Ушмарский А. Школа и раскол. – 1890, № 3, н. о., с. 125-129.

Приемы опытных миссионеров в беседах со старообрядцами. – 1890, № 10, н. о., с. 458-460.

Из миссионерской деятельности в Измаильском уезде. – 1891, № 1, н. о., с. 18-21.

Стадницкий А. Беседа миссионера А. Е. Шашина в семинарской церкви. – 1891, № 2, н. о., с. 48-65; № 3, н. о., с. 81-90; № 4, н. о., с. 104-114; № 5, н. о., с. 139-153/

Софронович И., Воловей Ф. Разбор возражений именуемого старообрядца на десять предложенных ему вопросов. – 1891, № 6, н. о., с. 180-191; № 7, н. о., с. 218-230; № 8, н. о., с. 261-274.

Краткие замечания об отношении русских сект к государству. – 1891, № 11, н. о., с. 400-408; № 12, н. о., с. 428-436.

Праведный В. Жабрианские старообрядцы. (Из записок сельского учителя). – 1891, № 16, н. о., с. 493-497.

Стадницкий А. Ю. Деятельность второго миссионерского съезда в Москве. – 1891, № 19, н. о., с. 596-610; № 20, н. о., с. 623-628; № 21, н. о., с. 671-686; № 22, н. о., с. 727-736.

Разбор возражений именуемого старообрядца на десять предложенных ему вопросов священников Иллариона Софроновича и Феодосия Воловея. – 1892, № 4, н. о., с. 76-81; № 5, н. о., с. 95-106.

Воловей Ф. Догмат, образ и символ. – 1892, № 1, н. о., с. 251-258.

Праведный В. Из жизни бессарабских раскольников. – 1892, № 1, н. о., с. 258-260.

Воловей Ф. Незаконность и безблагодатность безпоповства и так называемой, австрийской иерархии. – 1893, № 3, н. о., с. 47-54; № 4, н. о., с. 100-112.

Маргаритов С. Старообрядцы северной части Бессарабии. – 1893, № 1-2, н. о., с. 17-25; № 3, н. о., с. 55-68.

Первый съезд миссионеров Кишиневской епархии в г. Кишиневе с 1го по 7 июня 1893 год. – 1893, № 15, н. о., с. 487-496; № 16, н. о., с. 519-528.

Воловей Ф. Состояние глаголемых старообрядцев по отделении их от церкви и до настоящего времени. – 1893, № 22, н. о., с. 696-705; № 23, н. о., с. 755-763; № 24, н. о., с. 807-816.

Старообрядцы Австрийского согласия у высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского. – 1893, № 23, н. о., с. 763-766.

Владимир, иеромонах. Синодальный миссионер протоиерей о. Ксенофонт Ключков. – 1893, № 24, н. о., с. 821-828.

Маргаритов С. Собеседование со старообрядцами в г. Измаиле. – 1894, № 10, н. о., с. 312-318; № 11, н. о., с. 353-359; № 12, н. о., с. 381-394;.

Попов М. Беседа миссионера 5-го участка Кишиневской епархии со старообрядцами. – 1894, № 19, н. о., с. 569-575; № 20, н. о., с. 604-610.

Письмо лже-епископа Анастасия Измаильского и лже-епископу Силуану Донскому и Кавказскому о мощах, найденных в Пермской области. – 1894, № 11, н. о., с. 369-380.

Душаков Е. Рассказ о моей жизни в расколе и моем отрешении из раскола в лоно православной Греко-российской церкви. – 1895, № 3, н. о., с. 64-74; № 5, н. о., с. 154-164.

В чем состоит сходство и различие между церковью единоверческою и православною и для чего существует при православной церкви единоверческая? – 1895, № 14-15, н. о., с. 526-532.

Внеслужебные собеседования с старообрядцами в Кишиневской духовной семинарии. – 1896, № 7, н. о., с. 230-237.

Мероприятия к искоренению раскола и сектантства. – 1896, № 6, н. о., с. 197-201; № 7, н. о., с. 226-230.

Маргаритов С. Собеседование с старообрядцами в Кишиневской духовной семинарии. – 1897, № 4, н. о., с. 59-63; № 55, н. о., с. 94-97; № 6, н. о., с. 120-122; № 7, н. о., с. 164-166; № 8, н. о., с. 204-210.

Воловей Ф. Разбор объяснения старообрядца по поводу ответа Константина Петровича Победоносцева на поступившую на высочайшее имя телеграмму от Измаильских старообрядцев. – 1897, № 9, н. о., с. 234-344; № 10, н. о., с. 268-275; № 11, н. о., с. 307-314; № 12, н. о., с. 348-358.

Маргаритов С. Несколько слов о замурованных близ Бендер раскольниках и их учении. – 1897, № 18, н. о., с. 532-542.

Маргаритов С. Третий всероссийский миссионерский съезд в г. Казани. – 1897, № 20, н. о., с. 563-573; № 21, н. о., с. 596-605; № 22, н. о., с. 630-637; № 23 н. о., с. 672-682.

Из бумаг Высокопреосвященного Антония, бывшего архиепископа кишиневского и Хотинского. – 1898, № 5, н. о., с. 133-139.

Собеседование со старообрядцем в г. Оргееве. – 1898, № 4, н. о., с. 115-117.

Воловей Ф. Разбор раскольнической брошюры «Нечто об единоверии и единоверцах». (Издание гозеты заграничной «Слово правды»). – 1898, № 9, н. о., с. 268-279; № 10, н. о., с. 288-299; № 11, н. о., с. 328-342; № 12, н. о., с. 365-379; № 13, н. о., с. 403-413; № 14-15, н. о., с. 436-458.

С. В. Д. Несколько слов о расколе, сектантстве и церковных школах в Хотинском уезде. – 1898, № 22, н. о., с. 748-756.

Извлечение из отчета Миссионерского комитета Кишиневской епархии. – 1899, № 1-2, н. о., с. 4-11; № 3, н. о., с. 52-59.

Сахаров И. Миссионерская поездка на север Бессарабии. – 1899, № 10, н. о., с. 214-223.

Воловей Ф. Ложь и клевета раскольнического начетчика Федора Мельникова о мощах св. Феодосия Углицкого. – 1899, № 17, н. о., с. 441-462.

Воловей Ф. Святотатственные и кощунственные действия поповщинских, беглопоповских и беспоповских наставников-уставщиков. – 1899, № 21, н. о., с. 600-605.

Как ведут себя на беседах с миссионером Бендерские старообрядцы. – 1899, № 23, н. о., с. 651-666; № 24, н. о., с. 689-700.

Цель Кишиневского православного Христо Рождественского братства и средства для достижения её. – 1900, № 1-2, н. о., с. 7-13.

Воловей Ф. Разбор восьми вопросов, поданных глаголемых священником Архангело-Михайловского старообрядческого, что подле Измаила, монастыря Авраамием Осиповым. – 1900, № 11, н. о., с. 285-295; № 12, н. о., с. 322-336; № 13, н. о., с. 370-398; № 14, н. о., с. 409-430.

Воловей Ф. Присоединение из раскола к православию бывшего священника Архангело-Михайловского Кугурлуйского старообрядческого монастыря Авраамия Осипова. – 1900, № 18, н. о., с. 515-525.

Воловей Ф. Отчет епархиального миссионера южного района Кишиневской епархии за 1899 год. – 1900, № 20, н. о., с. 439-450.
И. Сахаров. Отчет епархиального миссионера северного района Кишиневской епархии за 1899. – 1900, № 20, н. о., с. 451-552.

Сахаров И. Несколько слов по поводу министерского циркуляра относительно раскольников. – 1901, № 5, н. о., с. 88-96.

С. М. Противораскольническая и противосектантская беседа в Кишиневской духовной семинарии. – 1901, № 5, н. о., с. 97-104; № 8, н. о., с. 180-189; № 158, н. о., с. 373-376.

Воловей Ф. Беседа с двумя старообрядческими попами города Килии: окружническим Иваном Черновым и противоокружническим Илларионом Никитиным. – 1901, № 9, н. о., с. 195-207.

Статистические сведения о глаголемых старообрядцах и сектантах Кишиневской епархии. – 1901, № 24, н. о., с. 594-597.

Воловей Ф. Беседа в селении Жубрианах, Измаильского уезда, с старообрядческим попом города Маяк, Херсонской губернии Василием Рязановым. – 1902, № 9, н. о., с. 169-180.

Воловей Ф. Беседа, бывшая в Петропавловском монастыре 10-го мая 1900 года. – 1902, № 12, н. о., с. 268-278.

Сахаров И. Расписание поездок и бесед по северному миссионерскому району Кишиневской епархии в течение первой половины 1902 года. – 1902, № 1-2, о. о., с. 14-18.

Воловей Ф. Беседа с Анастасием, глаголемым епископом Измаильским. – 1902, № 18, н. о., с. 405-418.

Воловей Ф. Увещательное письмо старообрядческим епископам и попам австрийско-белокриницкого согласия. – 1902, № 23, н. о., с. 547-557.

Воловей Ф. Расписание поездок и собеседований миссионера южного района Кишиневской епархии в первой половине 1903 года. – 1903, № 1-2, о. о., с. 21-23.

Сахаров И. Расписание поездок и бесед по северному миссионерскому району Кишиневской епархии за первое полугодие 1903 года. – 1903, № 1-2, о. о., с. 24-27.

Раскол и Противораскольническая миссионерская деятельность в северной части Бессарабии в 1902 году, по отчету миссионера Ив. Сахарова. – 1903, № 4, н. о., с. 85-93.

Воловей Ф. Раскол и Противораскольническая деятельность в южной части Бессарабии в 1902 году, по отчету миссионера священника Феодосия Воловея. – 1903, № 5, н. о., с. 121-131.

Щеглов Д. Путешествие уральских казаков-старообрядцев в Беловежское царство. – 1903, № 7, н. о., с. 181-200.

Отчет Кишиневского православного Христо-Рождественского братства (с 28 декабря 1901 г. по 28 декабря 1902 г.). – 1903, № 15-16, о. о., с. 363-406.

Воловей Ф. Расписание собеседований миссионера южного района Кишиневской епархии в течение второй половины 1903 года. – 1903, № 17, о. о., с. 428.

Расписание поездок и бесед миссионера северного района Кишиневской епархии в течение второго полугодия 1903 года. – 1903, № 18, о. о., с. 450-452.

Кавлейский А. Поучение в ограждение православных от соблазна со стороны раскольников, обвиняющих православную церковь в неправильном буд-то бы причислении к лицу святых преподобного отца Серафима, Саровского подвижника и чудотворца. – 1903, № 18, н. о., с. 481-490.

Расписание поездок и бесед миссионера северного района Кишиневской епархии в течение первого полугодия 1904 года. – 1904, № 1-2, о. о., с. 12-14.

Воловей Ф. Расписание собеседований миссионера южного района Кишиневской епархии в течение первой половины 1904 года. – 1904, № 3, о. о., с. 60-62.

Раскол и Противораскольническая миссионерская деятельность в северной части Бессарабии в 1903 году. – 1904, приложение к № 4, с. 1-12.

Раскол и противосектантская миссионерская деятельность в южной части Бессарабии в 1903 году. – 1904, приложение к № 5, с. 1-18.

Отчет о деятельности Кишиневского Православного Христо-Рождественского братства за 1903 год (с 28 декабря 1902 по 28 декабря 1903 года). – 1904, № 6, приложение, с. 1-40.

Воловей Ф. Присоединение к святой церкви глаголемого старообрядческого священника Анатолия. – 1904, № 7, н. о., с. 85-91.

Попов И. Чтение в Кишиневской духовной семинарии. – 1904, № 9, н. о., с. 135-136.

Черкасов А. В. О восьмом правиле первого вселенского собора (против раскольников австрийского толка). – 1904, № 14, н. о., с. 244-246.

Воловей Ф. Предсмертное вразумление раскольницы и обращение её в православие. – 1904, № 15, н. о., с. 259-262.

Воловей Ф. Расписание поездок и собеседований миссионера северного района Кишиневской епархии в течение второго полугодия 1904 года. – 1904, № 18, о. о., с. 345.

Воловей Ф. Незаконность причин, по которым старообрядцы отказываются от бесед с православными миссионерами. – 1904, № 23, н. о., с. 453-462.

Впечатление миссионера от собеседований с раскольниками, происходивших в августе сего года в Нижнем Новгороде. – 1904, № 23, н. о., с. 468-471.

Воловей Ф. Расписание поездок и собеседований миссионера северного района Кишиневской епархии в течение первой половины 1905 года. – 1905, № 1-2, офиц. отд., с. 7; № 9, с. 406.

Воловей Ф. Расписание поездок и собеседований миссионера северного района Кишиневской епархии в течение второй половины 1905 года. – 1905, № 19, офиц. отд., с. 406.

Гурий, иеромонах. Одесский областной съезд миссионеров южных епархий, бывших в сентябре месяце (с 20 по 24-ое) 1905 года. – 1905, № 22, н. о., с. 589-599.

Суждение церковной печати по вопросу о религиозной свободе, дарованной раскольникам и сектантам указом 17 апреля 1905. – 1905, № 23, н. о., с. 627-637; № 24, н. о., с. 675-682.

Об организации пастырских союзов и собраний согласно современным условиям и положению церкви и православия в жизни народной. – 1905, № 24, н. о., с. 668-675.

Воловей Ф. Ответы на 10 вопросов старообрядческого миссионера, настоятеля Архангело-Михайловского старообрядческого монастыря, Измаильского уезда, глаголемого священника Вениамина Рязанова. – 1905, № 11, н. о., с. 230-231; № 12, н. о., с. 262-263.

Борков И. Суждение церковной печати по вопросу о свободе, дарованной раскольникам и сектантам указом 17 апреля 1905 г. – 1906, № 2, н. о., с. 38-45.

Воловей Ф. Расписание поездок и собеседований миссионера северного района Кишиневской епархии и его помощников в течение первой половины 1906 года. – 1906, № 3, <оф. отд.>. с. 32-33.

Инструкция епархиальным противостарообрядо-сектантским миссионерам Кишиневской епархии и их помощникам, составленная Советом Кишиневского православного Христо-Рождественского братства. – 1906, № 3, приложение, с. 1-10.

Козак В. Общее годичное собрание членов Кишиневского православного Христо-Рождественского братства. – 1906, № 4, н. о., с. 128-133.

Раскол и Противораскольническая миссионерская деятельность в южной части Бессарабии в 1903 году. – 1906, № 6, приложение, с. 1-18.

Поездки миссионера северного района епархии священника Феодосия Воловея. – 1906, № 23, н. о., с. 173-174.

Отчет Кишиневского противославного Христо-Рождественского братства. – 1906, № 20, приложение, с. 1-4; № 23-24, приложение, с. 5-20.

Матвеев Я. Беседа со старообрядцами о постах. – 1906, № 6, н. о., с. 99.

Матвеев Я. Из отчета противостарообрядческого миссионера южного района. – 1906, № 22, н. о., с. 704-707.

Старообрядческий съезд. – 1906, № 32, н. о., с. 1044.

О единоверческом епископе. – 1906, № 39, н. о., с. 1101-1102.

К вопросу о единоверческом епископе. – 1906, № 39, н. о., с. 1259-1261.

Новое законодательство о старообрядцах и сектантах. – 1906, № 45, н. о., с. 1457-1460.

Православные приходы и старообрядческие и сектантские общины. – 1906, № 46, н. о., с. 1405-1509.

Собор епископов и мирян-старообрядцев, не приемлющих окружного послания. – 1906, № 47-48, н. о., с. 1599-1600.

Примирение окружников с неокружниками. – 1906, № 25-26, н. о., с. 802.

Старообрядческий съезд. – 1907, № 23, н. о., с. 779-780.

Воловей Ф. Бендерский старообрядческий собор. – 1907, № 29-30, н. о., с. 952-961.

Краткое извлечение из отчета о миссионерской деятельности в северном районе Кишиневской епархии за 1906 год и за первую половину 1907 года миссионера священника Феодосия Воловея. – 1907, № 35, н. о., с. 1190-1193.

<Брошюра Ф. Воловея «Беседа кишиневского епархиального миссионера, священника Феодосия Воловея с глаголемым священником Архангело-Михайловского Кугурлуйского монастыря Вениамином Резановым о мнимых ересях грекороссийской церкви».> – 1907, № 35, н. о., с. 1193.

Всероссийский съезд старообрядцев-безпоповцев в г. Казани. – 1908, № 1, н. о., с. 33.

Гепецкий Н. Е. Письмо в редакцию. – 1908, № 3, н. о., с. 92-94.

Новые журналы <о выходе в свет нового старообрядческого журнала «Церковь»> – 1908, № 5, н. о., с. 192.

Расписание поездок и собеседований миссионера северного района Кишиневской епархии в течение первого полугодия 1908 г. – 1908, № 8, о. о., с. 47-48.

Гепецкий Н. Критический разбор законопроекта Министерства внутренних дел об отношении государства к отдельным исповеданиям и желательное разрешение этого вопроса. – 1908, № 9, н. о., с. 331-343.

Из законопроекта Министерства внутренних дел об отношении государства к отдельным вероисповеданиям. – 1908, № 10, н. о., с. 388-398.

Заигрывание римского папы к старообрядцам. – 1908, № 14, н. о., с. 549-550.

Переселение старообрядцев в Сибирь. – 1908, № 14, н. о., с. 554-555.

Воловей Ф. Отчет за 1907 г. о состоянии раскола и миссионерской деятельности в северном миссионерском районе Кишиневской епархии. – 1908, № 15-16, н. о., с. 594-606.

Матвеев Я. Отчет о состоянии раскола и миссионерской деятельности в южном миссионерском районе Кишиневской епархии за 1907 год. – 1908, № 33, н. о., с. 1211-1215.

Воловей Ф. Основание единоверческой церкви в селе «Грубно» Хотинского уезда. – 1908, № 34, н. о., с. 134-1240.

Воловей Ф. Расписание поездок и бесед миссионера северного района Кишиневской епархии во втором полугодии 1908 года. – 1908, № 35, о. о., с. 185-186.

Отчет Кишиневского Православного Христо-Рождественского братства за 1907 год. – 1908, № 36, приложение, с. 1-32.

Балтага В. Присоединение к православию. – 1908, № 40, н. о., с. 1458-1459.

Матвеевич Я. Расписание поездок и бесед миссионера южного района Кишиневской епархии во вторую половину 1908 года. – 1908, № 42, о. о., с. 206.

Изучение расколо-сектантства в епархиальных женских училищах. – 1908, № 43, н. о., с. 1570-1571.

Вера спасла. – 1908, № 43, н. о., с. 1574.

Итоги 4-го всероссийского миссионерского съезда (в Киеве). – 1908, № 44, н. о., с. 1584-1593; – 1909, № 20, н. о., с. 804-814.

Отголоски старинного невежества. – 1908, № 44, н. о., с. 1608.

Письмо бывшего священника. – 1908, № 44, н. о., с. 1608-1610.

Всероссийский съезд старообрядцев. – 1908, № 46, н. о., с. 1993.

Воловей Ф. Расписание собеседований миссионера северного района Кишиневской епархии в течение первой половины 1909 года. – 1909, № 7, о. о., с. 62.

Матвеев И. Расписание поездок и бесед миссионера южного района Кишиневской епархии на 1-е полугодие 1909 года. – 1909, № 7, о. о., с. 63.

В воскресенье, 22 февраля, в зале Кишиневской городской думы состоялась 2-я великопостная духовная беседа, посвященная вопросу о «веротерпимости». – 1909, № 10, н. о., с. 440-443.

Старообрядцы об «Австрийской епархии». – 1909, № 1, н. о., с. 493.

Старообрядчество в посаде Вилково. – 1909, № 15-16, н. о., с. 781-785.

Речь члена Государственной думы о. Николая Гепецкого по старообрядческому вопросу. – 1909, № 25-26, н. о., с. 1026-1032.

Матвеев Я. Беседа со старообрядцами о постах. – 1909, № 6, н. о., с. 99.

Воловей Ф. Публичная беседа с старообрядческим начетником Трофимом Григорьевичем Феодоровым, происходившая 31 мая 1909 г. в Ново-Нямецком монастыре, Бессарабской губернии. – 1909, № 33-34, н. о., с. 1323-1328; № 37-38, н. о., с. 1495-1497.

Пархомович И. Краткий исторический очерк противораскольнической миссии в Кишиневской епархии с 1813 до 1910 года. – 1909, № 33-34, н. о., с. 1328-1363; № 35-36, н. о., с. 1403-1443; № 37-38, н. о., с. 1499-1544.

Матвеев И. Расписание поездок и собеседований миссионера южного района Кишиневской епархии в течение второй половины 1909 года. – 1909, № 37-38, о. о., с. 325.

Пархомович И. Прибавление к статье «Краткий исторический очерк противо-раскольнической миссии в Кишиневской епархии с 1813 до 1910 года». – 1909, № 39-40, н. о., с. 1576-1578.

<Пархомович И.> Общее годичное собрание Кишиневского православного епархиального Христо-Рождественского братства. – 1909, № 41-42, н. о., с. 1693-1702.

Предложение преосвященнейшего Серафима, епископа Кишиневского и Хотинского от 14 декабря 1909 г., № 1010. – 1910, №4, о. о., с. 14-15.

Правила для приходских миссионерских кружков ревнителей православия в Кишиневской епархии. – 1910, № 4, о. о., с. 15-23.

Софронович И. Старообрядческий миссионер в посаде Вилкове. – 1910, № 4, н. о., с. 101-112.

Отчет Кишиневского православного Христо-Рождественского братства за 1908 год. – 1910, № 8, приложение, с. 1-83.

Торжественное собрание Кишиневского епархиального миссионерского совета в день его открытия 14 марта 1910 года. – 1910, № 12, н. о., с. 500-502.

От Кишиневского епархиального миссионерского совета. – 1910, № 13, о. о., с. 83-84.

Из «Дневника» миссионера священника Феодосия Воловея за 1910 год. – 1910, № 18, н. о., с. 708-716; № 19, н. о., с. 782-789; № 21, н. о., с. ; № 27, н. о., с. 1079-1092; № 28, н. о., с. 1120-1125; № 29, н. о., с. 1148-1150; № 30, н. о., с. 1173-1180; № 49, н. о., с. 1762-1768; – 1911, № 2, н. о., с. 52-54; № 3, н. о., с. 104-119.

Торжество православия в селе Грубно, Хотинского уезда. – 1910, № 40, н. о., с. 1415-1422.

Воловей Ф. Слово, сказанное во второй день по освещении единоверческого храма в селе Грубно Хотинского уезда. – 1910, № 40, н. о., с. 1423-1432.

Матвеев И. Из рапорта Его Преосвященству Преосвященнейшему Серафиму, епископу Кишиневскому и Хотинскому. – 1910, № 45, н. о., с. 1597-1605.

Старообрядческий институт. – 1910, № 49, н. о., с. 1785.

Речь члена Государственной Думы священника Н. Гепецкого по законопроекту о переходе из одного вероисповедания в другое, сказанная 26 мая. – 1909, № 32, н. о., с. 1277-1289.

<Рецензия свящ. С. Холопова на книгу Ф. Воловея «Незаконность и безблагодатность старообрядческой австро-белокриницкой иерархии, получившей свое начало в Австрии в 1846 году от беглого греческого митрополита Амвросия>. – 1910, № 3, н. о., с. 78-79.

От Кишиневского миссионерского совета. – 1911, № 4, о. о., с. 44-46 (извлечения из инструкции, составленной Кишиневским миссионерским советом епархиальным миссионером).

Гросул В. Результаты пребывания в г. Хотине с 9-го по 15-е число февраля-месяца епархиального миссионера священника о. Феодосия Воловея. – 1911, № 9, н. о., с. 372-375.

Инструкция окружным благочинническим миссионерам Кишиневской епархии, утвержденная Его Преосвященством преосвященнейшим Серафимом, епископом Кишиневским и Хотинским 2 апреля 1911 года за № 1409. – 1911, № 15-16, о. о., с. 117-119.
Из «дневника» миссионера священника Феодосия Воловея за 1911 год. – 1911, № 17, н. о., с. 701-709; № 18, н. о., с. 739-742; № 21, н. о., с. 838-840; № 23, н. о., с. 901-910; № 39, н. о., с. 1372-1382; – 1912, № 3, н. о., с. 57-71.

Список священников, утвержденных в заседаниях Кишиневского епархиального миссионерского совета, бывших 2 и 28 марта, 25 апреля и 6 июня 1911 года, в должности окружных помощников епархиальных миссионеров. – 1911, № 30-31, о. о., с. 298-299.

Пр. Н-р-ский. Отпадения от церкви и средства против них. – 1911, № 33-34, н. о., с. 1166-1177.

Из дневника миссионера священника Феодосия Воловея за 1912 год. – 1912, № 30-31, н. о., с. 900-915

Мизюмский Е. Несколько слов о противорас-кольнических миссионерских курсах в Каларашевском монастыре с 3 по 16 сентября сего года. – 1912, № 39, н. о., с. 1120-1122.

Тучковский В. Заметка о противораскольнических миссионерских курсах в Курковском монастыре с 23 по 29 сентября сего года. – 1912, № 44, н. о., с. 1284-1287.

Инструкция помощнику противораскольнического миссионера по Измаильскому уезду Кишиневской епархии, утвержденная миссионерским советом 9 июня 1912 г. – 1912, № 46, о. о., с. 374-376.

Мизюмский Е. Публичная беседа о Церкви Божией по Великому катехизису кишиневского миссионерского протоиерея о. Феодосия Воловея с старообрядческим начетником Трофимом Григориевичем Федоровым, происходившая в г. Бендерах 14 октября сего года. – 1912, № 46, н. о., с. 1373-1384.

Противораскольнические курсы в Измаильском Свято-Успенском Крепостном монастыре. – 1912, № 51-52, н. о., с. 1638-1640.

Свящ. Д. М. Путевые издержки окружным миссионерам. – 1913, № 16-17, н. о., с. 834-835.

Раскол и противораскольническая миссионерская деятельность в Кишиневской епархии в 1912 году. – 1913, № 22-23, приложение, с. 1-36.

Балтага В. Из дневника миссионера. – 1913, № 37, н. о., с. 1438-1442.

Миссионерские курсы. – 1913, № 48, н. о., с. 1797-1799.

Миссионерский совет. – 1913, № 48, н. о., с. 1818-1819.

Мизюмский Е. Чествование противорасколь-нического миссионера, протоиерея о. Феодосия Воловея, по случаю исполнившегося XXV-летия его миссионерского в Кишиневской епархии служения. – 1914, № 6, н. о., с. 288-298.

Адрес, преподнесенный протоиерею Феодосию Воловею по случаю 25-летия его миссионерского служения. – 1914, № 9, н. о., с. 414-419.

Воловей Ф. Раскол и противораскольническая миссионерская деятельность в Кишиневской епархии в 1913 году. – 1914, № 21-22, о. о., приложение, с. 1-41.

Кирика Ф. Краткое извлечение из отчетов епархиальных миссионеров-проповедников за 1914 год. – 1915, № 44, н. о., с. 1238-1240.

страивает на работу. Здешнее информационное наследие по старообрядческой тематике, с одной стороны, достаточно объемно, с другой стороны, не достаточно изучено. Приведение его в известность значительно увеличивает сумму наших знаний не только по избранной нами проблематике, но и вообще о всем бессарабском девятнадцатом веке, времени противоречивом, но с несомненными цивилизационными успехами.

Е. Румянцев

______________________________________________________________________________________________________

Географические сведения*Бессарабия в составе России*Бессарабское общественное устройство*Земство в Бессарабии*Бессарабское дворянство*Церковь в Бессарабии*Бессарабские интеллектуалы*Бессарабская пресса*Пушкин в Бессарабии*Старообрядчество в Бессарабии