Генеалогия Молдовы,Бессарабии,Приднестровья

ВСЕ О БЕССАРАБИИ

СТАРООБРЯДЧЕСТВО В БЕССАРАБИИ

 

Краткая история старообрядцев*Культурные центры старообрядческой Бессарабии*Персоналии*

Архивные материалы и исторические источники о старообрядцах*

______________________________________________________________________________________________________

Культурные центры старообрядческой Бессарабии*

 

Старообрядцы Бессарабии

 

    Культуру старообрядческих общин Бессарабии характеризует типологическое единство. И, как уже отмечалось, общие черты липованской старообрядческой культуры обнаруживаются не только у старообрядцев Бессарабии, но и у их одноверцев к северу и востоку от Днестра и к юго-западу за Дунаем и Прутом, а также у переселившихся из Румынии в СССР старообрядцев, которые до настоящего времени называют себя «дунаками» ( Их общины существуют ныне в Краснодарском крае, в Дагестане, Грузии и некоторых других местах).

 Некоторые общие черты этой липованской культуры видятся в следующем:
- Общая самоидентификация. Местное население, обычно принадлежащее к господствующей православной церкви, называет старообрядцев в Румынии, Подолии, Бессарабии или на Юге России «липованами» или «пилипонами». Это стало и самоназванием русских старообрядцев в исследуемых местах;
- Конфессиональная ориентация. Белокриницкое направление господствует у старообрядцев-липован: за исключением прихода беспоповцев-поморцев в Единцах, приходы Бессарабии принадлежат к белокриницкой иерархии (за Дунаем в Румынии и у «дунаков», переселившихся в Россию, сохраняются и приходы беглопоповского согласия, до 60-х гг. XX в. маленький беглопоповский приход был и в Бессарабии в Килие);
- Отличия в богослужебной практике. С праздника Воздвижения до Благовещения липоване Румынии и «дунаки» совершают богослужения по ночам; «липоване» же Бессарабии отошли от подобной практики только после войны, когда вошли в подчинение московского Рогожского центра;
- Выборы священника. У всех липован до настоящего времени сохраняется правило всем приходом выбирать священника из своей среды; только в последнее время в Бессарабии от этой практики стали отступать (например, в Килие, Вилково и др. местах);
- Общинный обед. Большую роль в жизни общины играют общинные праздничные обеды, которые устраиваются обычно около храма;
- Храмовая одежда и внешний вид. В храмовой одежде бессарабских старообрядцев в настоящее время нет строгой определенности, но до войны было иначе: в приходах Бессарабии женщины носили сарафаны-шубки, какие сохраняются и в настоящее время у «дунаков» в России и «липован» в Румынии; женщины в Бессарабских липованских приходах обычно завязывали платок «на узел», но в настоящее время под влиянием Рогожского центра устанавливается традиция закалывать платок «под булавку». О строгости в отношении к внешнему облику и храмовой одежде липованина мы можем судить по тому, что и ныне у «дунаков» бритых мужчин и подстригающих волосы женщин в храм не пускают, «дунаки» ходят в храм в национальной одежде;
- Влияние соседей. «Дунаки» и «липоване» Бессарабии нередко украшают свои храмы бумажными цветами, как у православных на Украине, в Молдавии и Румынии.
    Итак, можно с уверенностью говорить, что липованская традиция в Бессарабии и за Дунаем едина. Исторические изыскания показывают и то, что в числе первых жителей ряда липованских поселений были выходцы с Дона – игнат-некрасовцы. Но насколько можно объединять культуры липован и некрасовцев, потомками которых часть липован себя считает и поныне? Многолетние исследования конфессиональной ориентации, книжности, церковного пения, богослужебной и внецерковной практики не только липован (к которым мы относим и «дунаков»), но и «игнат-некрасовцев»-«турчан» выехавших из Турции (проживающих на Ставрополье), позволяют говорить о следующих особенностях этих ветвей в южной старообрядческой культуре:
- Самоидентификация: сами некрасовцы хорошо отличают «своих» от «дунаков» и «липован»; кроме того - в Турции старообрядцев не называли липованами, а только казаками или игнат-некрасовцами);
- Приходская трапеза. У «турчан» общинный обед «берут в дом» семьи прихожан, и аналогов этому мы не встречали; между тем, общим для «турчан» и «липован» является обычай жертвовать в определенный для каждой семьи праздник в храм хлебы, вино, масло;
- у «турчан»-некрасовцев, так же как и у липован до настоящего времени сохраняется правило всем приходом выбирать священника только из своей среды;
- Храмовая одежда: национальный костюм, в котором продолжают ходить в церковь «турчане»-некрасовцы значительно отличается от липованскго, особенно у женщин, которые завязывают платок на голове «как у каначек» (местное выражение некрасовцев — то есть как у друзей турок, живших с ними рядом в селе —т.е. «по турецки»). Головной убор украшается цветами;
- Вместе с тем, украшать бумажными цветами храм у «турчан»-некрасовцев не принято.
Существует и значительное количество отличий и в богослужебно-певческих традициях:
- у «турчан» принято только мужское пение; у «липован» Бессарабии и «дунаков» в последнее десятилетие стало вводиться женское пение; в Бессарабии женское пение стало вводиться после войны под влиянием Рогожского центра и настоящее время хоры в храмах смешанные;
- «турчане» вынуждены были оставить свои певческие книги в Турции, поэтому в настоящее время имеющиеся в общинах певческие памятники не отражают местной древней традиции; у «дунаков» употребляются издания Л.Калашникова, хотя и из Румынии привозят современные рукописные певческие книги; в Бессарабии после присоединения к Рогожскому центру стали распространяться печатные книги Л. Калашникова, а традиция переписывания певческих книг постепенно прекратилась;
- что касается крюковой грамотности, то приходится констатировать, что ныне у «турчан» нет знатоков крюковой нотации и традиция пения полностью устная; у «дунаков», как и у «липован» Бессарабии и ныне есть грамотные певцы;
- динамика исполнения у всех громкая, у «липован», порой, форсированная;
- у «турчан» в пении можно наблюдать влияние греческого богослужебного пения; некоторые певцы и священники учились в греческой семинарии в Турции. Аналогов этому больше ни у кого нет;
- у «турчан» нет чистой монодии и в пении постоянно присутствуют элементы многоголосия, близкого по типу функциональному одноголосию, называемому еще вариантной гетерофонией (линеарного склада, чуждого гомофонно- гармоническому строю). У «липован» больше чистой монодии, если и встречаются многоголосные фрагменты, то они по своей природе родственны многоголосию «турчан». В Вилково, о котором чаще, чем о других населенных пунктов, говорят как о «некрасовском поселении» ряд признаков свидетельствует о большом отличии церковного пения от пения некрасовцев— «турчан». У «липован» Бессарабии после войны, под влиянием Рогожского центра вводится монодия. Встречающиеся многоголосные фрагменты отличаются от аналогичных у «турчан»: как правило, это удвоение напева в терцию. Встречаются и вводнотоновые тяготения. Подобные нововведения результат влияния уже не Рогожского центра, а церковно-певческой культуры соседей украинцев и господствующей («никонианской») церкви;
- различие обнаруживаются и при анализе темпа богослужения – у «турчан» темп служение и пения не изменились со времени возвращения в Россию из Турции, у «дунаков» в последнее десятилетие наметилась тенденция быстрее служить и петь, то же стало входить в обиход в приходах Бессарабии. В то же время, отдельные песнопения поются в Бессарабских приходах очень медленно (например, ектении в Вилкове);
- по звукоизвлечению все южные приходы отличает пение открытым звуком, при этом тембр пения особенно отличается у «турчан» - он очень насыщенный, красивый;
- у «турчан» и «липован» есть специфические особенности чтения богослужебных текстов. В то же время у них нет дифференциации погласиц. В бессарабских приходах в настоящее время наблюдается влияние традиций чтения, принятых в российских старообрядческих общинах;
- наконец, при пении в Центральной России головщик клироса использует длинную указку, за которой обычно следят остальные певчие в храме; такая же указка используется в приходах Бессарабии и у «дунаков», тогда как «турчане»-некрасовцы указкой не пользуются и отвергают ее в категоричной форме.
    Этот перечень сравнений и сопоставлений может быть продолжен, но все они приводят к заключению, что культура «игнат-некрасовцев»-«турчан» отличается таким своеобразием, что можно поставить под сомнение сам факт единства «турецких игнат-некрасовцев» с так называемыми «некрасовцами», переселившимися из-за Дуная (а по сути – «липованами»). Сложившаяся на базе одной донской казачьей монокультуры, культура игнат-некрасовцев претерпела, конечно, инонациональные влияния, но группы игнат-некрасовцев почти не пополнялись за счет притока старообрядцев из не-казачьих регионов. У липован история их развития складывалась иначе: как уже отмечалось, их культура явилась сплавом различных традиций русских переселенцев из Центральной и Южной России, включая казаков. И культурное развитие липованских центров Бессарабии за счет ино-культурных влияний не остановилось и ныне.
    Близость жизненного уклада и культурных традиций большинства старообрядческих приходов позволяет нам избежать подробного рассказа обо всех общинах. Мы остановимся на певческих традициях, праздниках и повседневности только трех старообрядческих поселений: старейшего прихода Бессарабии села Куничи на Днестре и городах Вилково и Килия в устье Дуная.
    Рукописные и печатные материалы, собранные экспедициями в этих местах дополнят материалы дневниковых записей собирателей, а также собственные впечатления авторов, полученные от общения с людьми во время полевой работы. Цель настоящего экскурса – сопоставление письменной и устной традиций, а также сравнение известного по письменным источникам прошлого состояния приходов Бессарабии с тем, что сохраняется в настоящее время.
 

Старообрядческие поселения Бессарабии и Белая Криница: к истории возникновения и развития

 

Старообрядческий центр на Днестре – село Кунича

 

«Старообрядческая Венеция» — традиции жизни и пения общины г. Вилкова

 

Дунайская староверческая Килия

 

Некоторые особенности культуры и книжности старообрядцев междуречья Прута, Днестра и Дуная

 

Певческая культура и репертуар певческих книг бессарабских старообрядцев

 

 

*По материалам издания:

Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М.:Индрик, 2007, любезно предоставленных авторами для публикации на нашем сайте, за что приносим им свою самую искреннюю благодарность и признательность от администрации сайта.

 

______________________________________________________________________________________________________

Географические сведения*Бессарабия в составе России*Бессарабское общественное устройство*Земство в Бессарабии*Бессарабское дворянство*Церковь в Бессарабии*Бессарабские интеллектуалы*Бессарабская пресса*Пушкин в Бессарабии*Старообрядчество в Бессарабии