Генеалогия Молдовы,Бессарабии,Приднестровья

ВСЕ О БЕССАРАБИИ

СТАРООБРЯДЧЕСТВО В БЕССАРАБИИ

 

Краткая история старообрядцев*Культурные центры старообрядческой Бессарабии*Персоналии*

Архивные материалы и исторические источники о старообрядцах*

______________________________________________________________________________________________________

Краткая история старообрядцев в Бессарабии

 

Старообрядцы Молдовы, Бессарабии, Молдавии

 

 История изучения старообрядцев в Бессарабии.*

    Старообрядцы появились за юго-западными границами России, а затем и на юго-западе в самой Российской империи после раскола русской православной церкви, последовавшего в результате Церковной реформы сер. XVII в. Пока удается восстановить историю наиболее ранних поселений старообрядцев в междуречье Прута, Днестра и Дуная с 1720-х гг. На протяжении столетий русские старообрядцы создавали и сохраняли свой довольно замкнутый в духовном и культурном плане, но экономически открытый мир. Этот мир мало трансформировался, переживая гео-политические и культурные катаклизмы: войны, изменения границ, наступление цивилизации, антирелигиозную агрессию, языковую и культурную экспансию соседей. Сохраняется он и теперь, в чем-то даже начиная возрождение, строительство и открытие новых храмов, в чем-то, не избегая общих для постсоветсткого пространства проблем.
    Своеобразие культуры русского этнического и конфессионального меньшинства междуречья Прута, Дуная и Днестра заслуживает пристального внимания исследователей, и нельзя сказать, чтобы этого внимания ему не оказывали. В XIX – нач. XX в. интерес к русским старообрядцам в Бессарабии проявляли не только историки и этнографы1, но и военные 2, и миссионеры3, и даже близкие к А.И.Герцену демократически настроенные писатели, ищущие в старообрядчестве опору в антимонархической борьбе4, .
    В дальнейшем, интерес к русскому населению Бессарабии (особенно ее части, вошедшей в состав Молдавской ССР) в значительной степени определялся вопросами межэтнического взаимодействия русского, молдавского и украинского населения, динамики численности русского населения Молдавии, хотя и в это время фольклористы, этнографы и лингвисты выполняли исследования в поселениях бессарабских старообрядцев 5. В числе значительных научных исследований русского меньшинства Молдавии стали монография И.В.Табак, в которой свое место занимают вопросы истории и демографии старообрядческой Молдавии 6, а также выходящие с 1990-х гг. публикации И.А. Анцупова7 .
    Старообрядческим заселением низовьев Дуная с конца 1960-х гг. стали заниматься и в Одессе 8. В настоящее время в Одесской области и в Черновцах сложился сильный авторский коллектив, изучающий липованскую традицию Бессарабии и Буковины. В 2004 и 2005 гг. по итогам двух научно-практических конференций, проходивших в Нижнем Подунавье, в Одесской области были выпущены сборники, содержащие интересные исторические, этно-культурные, лингвистические материалы и исследования старообрядчества не только Бессарабии и Буковины, но и Румынии, Болгарии, всей Украины 9.
    На рубеже XX-XXI вв. историей старообрядчества междуречья Прута, Днестра и Дуная продолжают заниматься в Тирасполе и Кишиневе, выделяя эту тему в числе важнейших для изучения «русского фактора» демографического, экономического и культурного развития региона. В 2002 г. в Кишиневе состоялась научно-практическая конференция «Старообрядчество Молдавии: истоки и современность», в 2006 г. о старообрядчестве вновь говорили на конференции «Русское население Молдавии: история и современность» 10. Хотя уровень исследований, представленных в сборниках, выходящих по материалам этих конференций, не всегда ровный, а выводы авторов нередко поспешны и мало обоснованы, их положительной чертой, безусловно, является более широкое обращение к архивам и предоставление слова представителям старообрядческих общин. В целом же, в кишиневских сборниках старообрядческая тема значительно сильнее, нежели в одесских, политизирована: в независимой Молдове и в непризнанном Приднестровье темы, связанные с изучением истории старообрядчества, оказываются созвучны лозунгам об утверждении национально-культурной идентичности русских и об укреплении контактов с Россией.
    Интерес к старообрядчеству Бессарабии и Буковины проявляли и проявляют зарубежные исследователи. В прошлом внимание подогревалось закрытостью липованских поселений (в 1918-40 гг., когда земли между Днестром и Дунаем оказались в Румынском государстве, старообрядцы казались настолько обособленными от прочего великорусского населения, что даже «липоване» значились отдельной строкой в переписях населения). Хотя обособленность липован в Юго-Восточной Европе постепенно удается преодолеть, до настоящего времени проблемы исторического и культурного развития липован как своеобразной этно-конфесиональной группы вызывают интерес в румынской историографии 11. Значителен и вклад австрийской историографии в исследование ‘die Lippowaner’ австро-венгерской Буковины, на территории которой находился влиятельнейший зарубежный старообрядческий центр Белая Криница 12.
    Между тем, исследование старообрядчества Бессарабии имеет и значительные лакуны. Усилия большинства исследователей до настоящего времени направлены на выяснение вопросов истории заселения Бессарабии старообрядцами, роли некрасовцев в процессе освоения края, истории некоторых старообрядческих общин. В то же время очень медленно разворачивается изучение иконописи, фольклора, говора, этнографии липованской Бессарабии. Монографических исследований, посвященных книжности и церковной певческой традиции старообрядцев междуречья Прута, Дуная и Днестра пока нет, и данная работа стремится восполнить этот пробел.

    Основой для нашего исследования послужили непосредственные полевые наблюдения авторов, с 1970-х гг. по настоящее время работающих в старообрядческих приходах Украины и Молдавии, а также описание старообрядческих книжных коллекций этого региона. Сопоставление устной и книжной письменной традиций, базирующееся на научном описании рукописных книг, поступивших в собрание МГУ из Юго-Западной Украины и Молдавии 13, на наш взгляд, является ключевым при анализе общих для всего старообрядчества корней, наличествующих в культуре старообрядцев Бессарабии, и особенного в местной липованской культуре.
    Первыми исследователями старообрядческой книжности русских поселений Бессарабии стали археографы Москвы и Санкт-Петербурга. Полевые археографические работы МГУ в междуречье Прута, Днестра и Дуная были начаты в 1973 г. и рассматривались как продолжение работ по изучению влияния и распространения книжности и культуры Ветковско-Стародубских старообрядческих слобод 14. Однако сразу же, вместе с памятниками ветковского происхождения, экспедиции приобрели богатейшие материалы, позволяющие значительно расширить представления о книжных традициях и религиозно-культурных контактах Бессарабских старообрядческих общин15 . Археографические исследования МГУ в Молдавии, Одесской и Черновицкой областях Украины продолжались в 1974-1976 гг. (руководитель экспедиций И.В.Поздеева), 1981-1996 гг. (руководители экспедиций Н.А.Кобяк, А.Д.Паскаль, И.В.Поздеева, Е.Б.Смилянская,)16 , с 1990-х гг. музыковедческие исследования ведутся силами доцента кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Н.Г.Денисова.
    Археографические экспедиции МГУ носили комплексный характер. Наряду с описанием книжных коллекций и собирательской работой, проводились опросы по широкой историко-культурной программе, специально велись исследования лингвистические (рук. Е.М.Сморгунова), фольклорные (С.Е.Никитина, В.В.Воронов, О.В.Величкина, С.Буцкая), изучались памятники искусства (Э.К.Гусева )17.
    С самого начала археографических исследований в старообрядческих поселениях Бессарабии стало очевидным, что в русских старообрядческих приходах сохранилось и своеобразие местной певческой культуры, которое лишь к конце XX столетия утратили большинство общин Центра и Юга России. Поэтому музыковедческие исследования Л.А.Игошева, Н.Г.Денисова18, М.В.Макаровской19 занимали в полевых археографических работах МГУ далеко не последнее место.  В 1971-1975, 1979 гг. в старообрядческих поселениях Молдавии и Украины работали также археографические экспедиции Библиотеки Академии наук и следует отметить, что для более полного представления о книжной культуре региона важно учитывать и находки этих экспедиций, поступившие в Белокриницкое собрание БАН20 .

 

*По материалам издания:

Смилянская Е.Б., Денисов Н.Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М.:Индрик, 2007, любезно предоставленных авторами для публикации на нашем сайте, за что приносим им свою самую искреннюю благодарность и признательность от администрации сайта.

_________________________

 1См. например: Батюшков П.Н. Бессарабия. Историческое описание. СПб., 1892; Антонович В.Б. (Лупулеску). Русские колонии в Добрудже // Киевская старина. 1889. Т. XXIV (январь). С. 117-154; Сырку П. Наши раскольники в Румынии и отношение к ним румынского правительства // Христианское чтение. 1878. Ч. 1. С. 663-705; 1880. Ч. 2. С. 435-452.
2Защук А.И. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Бессарабская область. СПб., 1862; Его же. Материалы для военной географии и военной статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Военное обозрение Бессарабской области. СПб., 1863.
3См. многочисленные статьи в приложении к «Кишиневским епархиальным ведомостям». Подробнее у нас на сайте: Старообрядческая тематика в «Кишиневских епархиальных ведомостях»
4В частности, В.Кельсиевым в 1860 г. было предпринято издание «Сборник правительственных сведений о расколе», в котором была опубликована статья председателя Отделения этнографии РГО Н.Надеждина «О заграничных раскольниках», в которой среди прочего содержатся наблюдения автора о русских старообрядческих селах запрутской Молдавии и Добруджи (Лондон 1860. С. 77-137); о некрасовцах писал и сам А.И.Герцен («Былое и думы». Глава 65).
5Русская народная песня в Молдавии / Сост. Р.А.Богомольная. Кишинев, 1968; Ермакова Л.И. Сельскохозяйственная и бытовая лексика русских говоров Северной Молдавии. Автореф. дис. ... канд. филол. Наук. Кишинев, 1964; Чижикова Л.Н. Этнографические особенности русского населения Молдавии // Советская этнография. 1973. №3. С. 28-42; Соколова А.К. Музыкально-песенная традиция липован украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора). Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. Киев, 1984; Москетти-Соколова А. Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован //http:www.musica-ukrainica.odessa.ua/_a-mosketti-kazaki.html ; Савельева И. Старообрядцы в Молдавии и на Украине // Вестник Российского фольклорного союза. 2002. № 4. Она же. Русские в Cредней Бессарабии: музыкальный феномен села Слободзея.//Материалы международных конференций памяти А.В. Рудневой "Музыка устной традиции". Ч.II. М., 1999. С.282-291; Она же. Русские в Приднестровье: Свадебный обряд села Слободзея //Культура русских старообрядцев в национальном и международном контексте. Вып. 3. Бухарест: Критерион, 2001 г. С. 446-458; Она же. Музыкальная стилистика свадебных песен довенечного цикла старообрядцев северной Бессарабии и Буковины // Традиционная культура. 2004. № 2. С.63-70.
6Табак И.В. Русское население Молдавии: Численность, расселение, межэтнические связи. Кишинев: Штиица, 1990. В этой монографии дается основательный обзор историографии и источников (с.6-17). Следует, однако, отметить, что автор монографии не всегда безошибочно ориентируется в истории старообрядчества.
7Анцупов И.А. Русское население Бессарабии и Левобережного Поднестровья в конце XVIII – XIX в.: социально-экономический очерк. Кишинев, 1996; Его же. Казачество российское между Бугом и Дунаем. Кишинев, 2000.
8Особенно следует отметить работы А.Д.Бачинского, среди которых: Некрасовские поселения на нижнем Дунае и в Южной Бессарабии // Материалы по археологии Северного Причерноморья. Одесса, 1971. Вып. 7.
9Липоване: история и культура русских-старообрядцев. Одесса, 2004. Вып. 1; Одесса, 2005. Вып. 2 (Далее: Липоване. Вып. 1 или 2).
10Старообрядцев Молдавии живое слово. Материалы международной научно-практической конференции… Кишинев, 2003; Нить времен. Материалы научно-практической конференции… Кишинев, 2006.
11См., например: Культура русских-липован (русских старообрядцев) в национальном и международном контексте. Первый международный семинар. Тульча, 1-4 октября 1993 г. Сб. научных сообщений. Бухарест, 1996. Lucaciu C., Teodorescu A. Din istoria si traditiile lipovenilor/ Bucuresti, 1998; Феноген С. Сарыкёй: страницы истории. Бухарест, 1998; Ipatov F. Ruşii-lipoveni din România: stadiu de geografie umanâ. Cluj-Napoca, 2002; Comunitatea ruşilor lipoveni / Chid de prezentare întrocumit de S. Moldovan. Bucureşti, 2004. См. также: С.Пригарин А.А. История и этнография в изданиях общины русских-липован Румынии 2002-2005 гг.// Липоване. Вып. 2. С. 189-194.
12См., например, Dan D. Die Lippowaner in der Bukovina. Cernowitz, 1890; Kaindl R.F. Das Entstehen und die Entwicklung der Lipowaner-colonien in der Bukowina. Wien, 1896; Полнее австрийская библиография представлена в статьях Д.Звоздецкого, Б.М.Бондарюк,М.К.Чучко, А. Гостюк в сб. Липоване. Вып. 1, 2.
13Преимущественно исследование проводилось в старообрядческих поселениях Бессарабии. Однако мы включили в настоящую книгу и наблюдения над книжными памятниками Белой Криницы. Это объясняется, прежде всего, исключительным влиянием, которое оказал старообрядческий центр в Буковине – Белая Криница, на старообрядчество Бессарабии, а также тем, что некоторые рукописи из Белокриницкого монастыря были переданы МГУ из приходов Бессарабии (об этом см. далее). Вместе с тем, мы отдаем себе отчет, что разделение некогда большой Молдавско-Украинской коллекции МГУ на Бессарабскую (представленную здесь) и Украинскую (описание которой еще предстоит) искусственно и может вызвать ряд существенных возражений.
14Русские письменные и устные традиции и духовная культура. (По материалам археографических экспедиций МГУ 1966-1980 гг.). М., 1982. С.19; 238.
15О находках первого года экспедиций МГУ в Молдавию и на Украину см.: Круглова Т.А. Краткое описание рукописей, найденных в 1973 г. на территории Молдавской ССР и Одесской области УССР // Из истории фондов Научной библиотеки Московского университета. М., 1978. С.152-158.
16Русские письменные и устные традиции и духовная культура. С.33-38; Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Смилянская Е.Б. Территориальные книжные собрания и коллекции МГУ и их пополнение за 1981 - 1983 годы // Из фонда редких книг и рукописей Научной библиотеки Московского университета. М., 1987. С.120-130; Агеева Е.А., Смилянская Е.Б. Находки археографических экспедиций, пополнившие фонды МГУ (обзор поступлений 1984-1989 гг.). С.236-247; Агеева Е.А. Находки археографических экспедиций, пополнившие фонды библиотеки МГУ (1990-1994 гг.) // Рукописи. Редкие издания. Архивы. Из фондов библиотеки Московского университета. М., 1997. С.305-314.
17Гусева Э.К. Памятники старообрядческой живописи конца XVIII – XIX в. // Русские письменные и устные традиции. С. 151-161
18Денисов Н.Г. Традиции пения в старообрядческой общине села Куничи // Периферия в культуре. Новосибирск, 1995. С.75-83; Его же. Стрельниковский хор Костромской земли. Традиции старообрядческого церковного пения. М., 2005.
19Макаровская М.В. Традиции исполнения литургии молдавскими староверами // Мир старообрядчества: история и современность. М., 2000. Вып. 5. С. 153-178.
20Белокриницкое собрание БАН к 1990 г. насчитывало 206 ед. хр. рукописей, см.: Амосов А.А. Экспедиционная работа Библиотеки АН СССР в послевоенный период // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Российской Академии наук. Спб., 1994. С. 321-339; Бубнов Н.Ю., Мартынов И.Ф. К истории библиотеки Белокриницкой старообрядческой митрополии...; Бубнов Н.Ю. Из собрания белокриницких митрополитов // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1974 г. М., 1975. С.157-161; Памятники письменности: новые находки. СПб., 1988. С.59-65; Кукушкина Е.В., Мартынов И.Ф., Петрова Л.А. Археографические экспедиции Библиотеки АН СССР на Украину и юг России (1973-1975 гг.) // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. Л., 1978. С.298-316.

______________________________________________________________________________________________________

Географические сведения*Бессарабия в составе России*Бессарабское общественное устройство*Земство в Бессарабии*Бессарабское дворянство*Церковь в Бессарабии*Бессарабские интеллектуалы*Бессарабская пресса*Пушкин в Бессарабии*Старообрядчество в Бессарабии