РУМЫНИЯ  МОЛДОВА  БЕССАРАБИЯ  ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Поиск предков, родственников, однофамильцев

Генеалогия 

    RUSSIAN

ENGLISH

    român

______________________________________________________________________________________________________

Главная*Новости сайта о генеалогии*Все о Бессарабии*География генеалогического поиска*Особенности поиска в генеалогии*Источники генеалогии*Фамилии и генеалогия*Составление родословной в генеалогии*Геральдика*Репрессированные и генеалогия*Собственность и генеалогия*Генеалогический фотоархив*Некрополь и генеалогия*Термины и понятия генеалогии*Гостевая книга*

Форум о генеалогии*Генеалогический поиск

 

Некрополь

православная церковь*католическая церковь*армяно-григорианская церковь*иудаизм

______________________________________________________________________________________________________

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Еврейские праздники

  Еврейские общины образовались в южной Бессарабии уже в 16 веке. К началу 18 в. в нескольких торговых городах уже существовало постоянное еврейское население. К концу 18 в. сравнительно большое число евреев жило почти во всех городах и во многих деревнях; их численность оценивалась в 1812 г. в 20 тысяч человек. В 18–19 вв. евреи в Бессарабии занимались главным образом мелкой торговлей и шинкарством; некоторые из них вели более значительную торговлю с соседними областями. После того, как Бессарабия в 1812 г. была аннексирована Россией, она была включена в черту оседлости, и там поселилось многих евреев из других районов «черты». Еврейское население, сконцентрировавшееся главным образом в Кишинёве и его уезде и в северной части области, возросло с 43 062 человек в 1836 г. до 228 620 человек (11,8% всего населения) в 1897 г. Существовавшее в России в отношении евреев законодательство здесь первоначально не применялось, поскольку Бессарабия сохраняла автономный статус. Благодаря этому евреи не были затронуты некоторыми из наиболее ограничительных законов, изданных в первой половине 19 в. В 1835 г. российское законодательство в отношении евреев стало полностью применяться также и к бессарабским евреям. Во второй половине 19 в. особое значение для евреев Бессарабии приобрело ограничение права жительства в пограничных районах. По Парижскому мирному договору (1856 г.), южная часть Бессарабии отошла к Османской империи и была включена в состав автономного княжества Молдова, и в результате многие места, включая Кишинев, стали пограничными районами. Однако ограничения не применялись строго, и тысячи евреев продолжали жить в Бессарабии, хотя указы об изгнании евреев выходили в 1869, 1879, 1886 и 1891 гг. «Майские законы» 1882 г.  тяжело отразились на евреях Бессарабии, так как значительная часть их жила в деревнях; их стали изгонять из сельских местностей.

В 1903 г. произошел кровавый погром в Кишиневе. Волна погромов 1905 г. захлестнула Бессарабию. Пострадали евреи в трех городах и 68 местечках, причем было убито 108 человек.

Февральская революция 1917 г. в России принесла евреям Бессарабии гражданское равноправие. В течение 19 в. экономическая структура бессарабского еврейства в основном не менялась. Евреи со своими традиционными занятиями играли значительную роль в экономике этого района. Примечательно, однако, что значительное число евреев стало заниматься сельским хозяйством. В период 1836–53 гг. было создано 17 сельскохозяйственных еврейских поселений, главным образом в северных районах Бессарабии. В 1858 г. в этих поселках насчитывалось 10 859 человек; 12,5% всего бессарабского еврейства занималось фермерством. Все же большинство поселков было со временем ликвидировано, особенно после опубликования «Временных правил», и с начала 1880-х гг. экономическое положение бессарабского еврейства ухудшилось как в результате периодических изгнаний из деревень и пограничных мест, так и вследствие аграрного кризиса в России. Многие обедневшие евреи эмигрировали в Америку. Главным фактором духовной жизни евреев был хасидизм. Наибольшим влиянием пользовались цаддики из рода Фридманов  и Тверских. В 1830–1840-е гг. в Бессарабию проникла и стала распространяться Хаскала. В конце 1840-х гг. были открыты государственные еврейские школы. Появились также частные еврейские школы, а позднее многие евреи Бессарабии, особенно зажиточные, стали посылать своих детей в общие школы. После погромов 1880-х гг. на юге России, в Бессарабии, как и в других местах были основаны группы Ховевей Цион; наиболее значительные из них находилась в Кишиневе. В конце 1880-х и начале 1890-х гг. возникло движение за создание еврейских поселений в Эрец-Исраэль . Делегаты из Бессарабии приняли участие в учредительном заседании Одесского комитета Ховевей Цион (апрель 1890 г.). Сионисты Бессарабии были представлены на 1-м Сионистском конгрессе (1897) делегатом от Кишинева Я‘аковом Бернштейн-Коганом. После включения Бессарабии в состав Румынии в 1918 г. евреи автоматически получили румынское гражданство в соответствии с обязательствами, принятыми Румынией по Парижскому мирному договору. Однако в результате принятия закона о натурализации в 1924 г. многие евреи Бессарабии, которые не удовлетворяли требованиям этого закона, были лишены румынского гражданства и определены как люди, на которых не распространяются права гражданства. По подсчету, произведенному в 1920 г., в Бессарабии было 267 тысяч евреев. Ухудшилось экономическое положение бессарабского еврейства в результате прекращения связи с прежними русскими рынками, засухи и мирового экономического кризиса. В начале 1920-х гг., во время аграрной реформы, в Бессарабии около 5 тысяч евреев получили землю для занятия сельским хозяйством. В дальнейшем по доле земледелия в занятиях еврейского населения Бессарабия занимала второе место после Палестины. В первые годы румынской власти еврейская общественная и культурная жизнь оживилась. На основе обязательств в отношении национальных меньшинств, содержавшихся в подписанных Румынией договорах, в Бессарабии была создана развитая сеть еврейских начальных и средних школ с преподаванием на идиш и иврите. Однако к концу 1922 г. политика правительства изменилась и многие из этих школ были превращены в румынские.

Кишинев

Первое упоминание о проживании евреев в Кишинёве содержится в «Хронике стародавности романо-молдо-валахов» Д. Кантемира и относится к началу 18 в. О существовании в 18 в. еврейской общины в Кишинёве свидетельствует дошедший до нас устав погребального братства , датированный 1774 г. и подписанный 144 членами. В то время в Кишинёве проживало 540 евреев (7% населения города). Первым раввином общины был Залман, сын Мордехая Шаргородского, ученика рабби Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това. В 1812 г. рабби Хаим бен Шломо Тирер из Черновиц (1760?–1816) основал в Кишинёве Большую синагогу.

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии синагога Кишинев

Спустя некоторое время в городе открылась еврейская больница, а в 1838 г. по инициативе местных приверженцев Хаскалы — первое еврейское училище с широкой общеобразовательной программой (преобразованное впоследствии в два казенных еврейских училища). Среди смотрителей училища были математик и поэт Я. Эйхенбаум и Я. Гольденталь (1815–68; с 1849 г. профессор востоковедения Венского университета). В 1858 г. в Кишинёве, кроме двух казенных еврейских училищ и одного частного женского, было 46 хедеров, а с 1860 г. существовала хасидская  иешива, одна из первых на юге России. В 1867 г. в Кишинёве проживало свыше 18 тысяч евреев, помимо синагоги имелось 28 молитвенных домов. В 1897 г. еврейское население Кишинёва превысило 50 тысяч человек (46,3% населения). В 1898 г., по данным Еврейского колонизационного общества, из 38 фабрично-заводских предприятий Кишинёва 29 принадлежали евреям; из семи паровых мельниц шесть были еврейскими со 120 рабочими (в большинстве евреями); из семи табачных фабрик и складов пять были еврейскими со 170 рабочими (почти все евреи). Из пяти типографий Кишинёва четыре принадлежали евреям. Из ремесел среди еврейского населения было особенно развито швейное и деревообделочное. Евреи Кишинёва занимались торговлей сельскохозяйственными продуктами (2470 человек), тканями и одеждой (свыше одной тысячи человек); извозным промыслом занималось 450 евреев, носильщиков и грузчиков было 400, сезонных рабочих на виноградниках — около 500. В Кишинёве было 16 еврейских учебных заведений (свыше двух тысяч учащихся), среди них четыре школы талмуд-тора, одна из которых — реформированная (основана в 1872 г.) с 300 учащимися. С 1886 г. в Кишинёве действовала группа Ховевей Цион во главе с М. Дизенгофом, с 1897 г. — сионисты  во главе с Я. Бернштейн-Коганом. В начале 20 в. в Кишинёве были организации Бунда и Агуддат Исраэль.

 В дни христианской Пасхи 6 апреля 1903 г. в Кишинёве разразился жестокий еврейский погром. Непосредственным поводом к нему послужил навет в близлежащих Дубоссарах, а вдохновителями были редактор антисемитской газеты «Бессарабец» П. Крушеван, публиковавший в этой газете  антисемитские статьи, и жандармский офицер Левендаль.  Группы еврейской самообороны под руководством Я. Бернштейн-Когана были разоружены полицией и войсками, а их участники арестованы. Ужасы Кишинёвского погрома (убито 49 человек, ранено 586, разгромлено более полутора тыс. еврейских домов и лавок) взволновали общественное мнение Европы и Америки, и в пользу пострадавших со всех концов света поступали пожертвования. Дело о погроме рассматривалось в Кишинёве сессией особого присутствия Одесской судебной палаты в конце 1903 г. и начале 1904 г. Интересы потерпевших защищали О. С. Грузенберг и С. Е. Калманович, а также адвокаты-христиане Н. П. Карабчевский, А. С. Зарудный, С. С. Соколов и другие. Признанные виновными погромщики получили легкие наказания. Х. Н. Бялик посвятил Кишинёвскому погрому поэму «Бе-‘ирха-харега» («Сказание о погроме»), В. Г. Короленко описал эти события в очерке «Дом №13», Л. Толстой выразил сочувствие жертвам погрома и обвинил царское правительство в прямом к нему подстрекательстве.

 В октябре 1905 г. волна погромов, захлестнувшая Россию, не миновала и Кишинёв, где было убито 19 и ранено 56 евреев. Группы еврейской самообороны оказали сопротивление погромщикам. Погромы и общий упадок экономического благосостояния евреев Бессарабии привели к усиленной их эмиграции из Кишинёва и замедлению роста еврейского населения города (в 1910 г. — около 52 тысяч человек).  При румынской власти (1918–40) евреи Кишинёва страдали от антисемитизма, однако численность их увеличилась за счет евреев, бежавших от украинских погромов времен гражданской войны. Лишив многих евреев Кишинёва (как и всей Бессарабии) гражданства (1924), власти тем самым обрекли их на нищету. Однако, несмотря на правительственный и общественный антисемитизм, в Кишинёве развивалась бурная общинная и культурная еврейская деятельность. Среди евреев города были представлены почти все направления сионистского движения, действовали организации Хе-Халуц, спортивное общество «Маккаби». В 1921 г. была основана религиозная гимназия «Маген-Давид» с преподаванием на иврите. Существовали также гимназия сети Тарбут и школы с преподаванием на идиш. В 1922–32 гг. (с короткими перерывами) выходила ежедневная газета на идиш «Унзерцайт». В 1926 г. еврейское население Кишинёва составляло 41 400 человек. 

После перехода Бессарабии под власть Советского Союза (1940) большинство еврейских учреждений Кишинёва были закрыты и сионистская деятельность запрещена. Среди многих жителей Кишинёва, арестованных и высланных в это время, были тысячи евреев.

16 июля 1941 г. немецко-румынские войска оккупировали Кишинёв. Часть еврейского населения смогла эвакуироваться. 17 июля подразделение эйнзацгруппен «Д» и часть румынской жандармерии уничтожили около 14 тысяч мужчин — евреев. 1 августа были отобраны якобы для отправки на работы 450 молодых людей и девушек; 411 из них были расстреляны через несколько дней; вновь под предлогом отправки на работу было собрано 500 человек, 300 из них расстреляно. 25  июля румынский комендант Кишинёва отдал приказ о создании гетто. Евреям были даны два дня на переселение. Согласно румынским документам, 11 августа в гетто было заключено 10 578 человек. К середине сентября 1941 г. численность узников гетто увеличилась. В гетто были направлены евреи из окружающих местечек. В гетто тогда находилось 11 525 человек. С 5 августа евреи Кишинёва были обязаны носить отличительный знак — шестиконечную звезду. В конце июля румынские оккупационные власти создали еврейский комитет, в составе 22 «интеллектуальных евреев». Комитет возглавил доктор Г. Ландау, его заместителем стал адвокат А. Шапиро. Комитет организовал суповые кухни, которые отпускали около 200 обедов в день. 11 сентября был открыт детский дом для 28 сирот. В октябре 1941 г. после ликвидации части узников румынские власти стали осуществлять депортацию евреев в Транснистрию. Еврейская община Румынии и еврейский комитет предпринимали отчаянные попытки добиться отмены депортации. Доктор Г. Ландау отказался представить списки евреев, предназначенных к депортации, и вместе с женой покончил жизнь самоубийством. Его заместитель А. Шапиро незадолго до ликвидации гетто тайно в форме румынского офицера прибыл в Бухарест и пытался при помощи еврейской общины Румынии отменить приказ о депортации. Были направлены обращения к королеве-матери и к высшему духовенству Румынии. Но министр внутренних дел М. Антонеску согласился оставить в Кишинёве только 100 крестившихся евреев. Депортация проходила в очень тяжелых условиях. Людей гнали в основном пешком. Только последние партии депортируемых отправляли на подводах. Большинство погибли по дороге. Так, из 2500 кишинёвских евреев, отправленных в концентрационный лагерь Доманевка в Одесской области, прибыло только 160 человек; остальные погибли по дороге от голода, холода, болезней или были уничтожены румынскими жандармами.

надгробие 1860 г. из Молдавии.

Надгробие 1860 г. из Молдавии. (Фото М.Хейфеца).

В 1958 г. старое еврейское кладбище Кишинёва было разделено на две части, одну из которых власти отвели под рыночную площадь. Окончательно еврейское кладбище было закрыто в 1960-х гг., надгробные плиты повреждены или уничтожены. 

В настоящее время благотворительный фонд "Дор ле Дор" смог не только привести его в порядок, но и идентифицировать многие захоронения. Всего зафиксировано 23 430 захоронений, из которых 7 425 или разрушены, или на них не сохранились надписи.

По материалам Еврейской электронной энциклопедии( the Society for Research on Jewish Communities)

В распоряжении участников проекта имеется весь список 16 005 идентифицированных захоронений еврейского кладбища в Кишиневе.

Фрагмент списка захоронений

 Бельцы

Бельцы банк

 

Бельцы

 

синагога Бельцы

 

Приблизительно 160 лет тому назад город пострадал от чумы, когда погибло большинство жителей. Христиан и евреев, умерших от чумы, хоронили вместе. В данное время на еврейском кладбище еще сохранились братская могила жертв чумы.

В настоящее время в самом центре города находится заброшенное еврейское кладбище, на котором был похоронен видный цадик. К сожалению, не сохранилось имени этого цадика.

еврейское кладбище в Бельцах

 

Липканы

Кладбище почти заброшено, часть могил уже не идентифицируется.

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Вадул-Рашков

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Еврейский некрополь и генеалогия Бессарабии

Поиск захоронений на территории Молдовы, Украины и Приднестровья.
Мы предоставляем поиск захоронений на территории Молдовы, Украины и Приднестровья. В данное исследование входит поиск кладбища в определенной области, фотографии могил, самого кладбища, улиц города или района, данные по определенному кладбищу, списки захороненных ( если такие списки существуют) полный отчет о проделанной работе и многие другие подробности которые Вас интересуют.
chastinalla@gmail.com

Searching the tombs at the territory of Moldova, Ukraine a Transdniestria.

We provide a search of different tombs at the territory of Moldova, Ukraine and Transdniestria. Such investigations consist of the search of tombs in certain regions, taking pictures of ancestor's tombs, a cemetery, region or town's streets, a history of a cemetery, a register of some burials (if the same one exists), full report about work and many other what you are interested in such services.

achastina@gmail.com 

 

Некрополь

православная церковь*католическая церковь*армяно-григорианская церковь*иудаизм

______________________________________________________________________________________________________

Главная*Новости сайта о генеалогии*Все о Бессарабии*География генеалогического поиска*Особенности поиска в генеалогии*Источники генеалогии*Фамилии и генеалогия*Составление родословной в генеалогии*Геральдика*Репрессированные и генеалогия*Собственность и генеалогия*Генеалогический фотоархив*Некрополь и генеалогия*Термины и понятия генеалогии*Гостевая книга*

Форум о генеалогии*Генеалогический поиск