РУМЫНИЯ  МОЛДОВА  БЕССАРАБИЯ  ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Поиск предков, родственников, однофамильцев

Генеалогия 

      RUSSIAN

ENGLISH

    român

______________________________________________________________________________________________________

Главная*Новости сайта о генеалогии*Все о Бессарабии*География генеалогического поиска*Особенности поиска в генеалогии*Источники генеалогии*Фамилии и генеалогия*Составление родословной в генеалогии*Геральдика*Репрессированные и генеалогия*Собственность и генеалогия*Генеалогический фотоархив*Некрополь и генеалогия*Термины и понятия генеалогии*Гостевая книга*

Форум о генеалогии*Генеалогический поиск

 

Молдаване в Бессарабии

Молдаване по численности занимают первое место в губернии, хотя абсолютным большинством они и не обладают: по переписи 1897 г. их во всей губернии было 47,6% всего населения.

Молдаване в Бессарабии


Молдаване сельские обладают слабым большинством: их в 1897 г. было 53,5%, в 1907 г. 53,1%. Во всей губернии в 1897 году числилось 921 тыс., в 1907 году около 1 миллиона.

Молдаване в Бессарабии


Если откинуть города, то абсолютное большинство молдаване имеют в средних уездах (1907): в Кишиневском 93,7%, в Оргеевском 80,2%, в Белецком 71,5%, в Сорокском 71,5%, в Бендерском 52,7%, в Измаильском - 46,3%.

Молдаване в Бессарабии


Меньше всего молдаван в Аккерманском (16,8%) и в Хотинском (25,3%) уездах.

Молдаване в Бессарабии


В городах, вообще, живет мало молдаван, и они нигде не составляют абсолютного большинства.

Молдаване в Бессарабии

 Молдаване в Бессарабии

Молдаване в Бессарабии


В Кишиневе их, по данным 1897 г., всего 17,6%. Больше всего их в Кагуле: 39,4%, и в Оргееве: 27,6%, меньше всего в Хотине: 0,3% и Аккермане: 0,8%.
В 1897 году лишь 5,7% молдаван жили в городах.

Молдаване в Бессарабии


Молдаване все православные. Занимаются сельским хозяйством.

Молдаване в Бессарабии

Молдаване в Бессарабии

 Молдаване в Бессарабии


Молдаване - это румыны, населяющие Молдавию, Бессарабию и соседние с Бессарабией части губерний Подольской и Херсонской; в небольшом числе живут они также в Екатеринославской губ.

Молдаване в Бессарабии


Сами себя молдаване называют молдаван (почему правильнее правописание Пушкина: молдоване), во множ. числе молдовень, а Румынию - Молдова.

Молдаване в Бессарабии

 
От румын Валахии, или валахов, отличаются незначительными диалектологическими признаками.
Румын в древней Руси звали волохамы. После XIV века у поляков и русских встречается и другое название румын: мунтяне, мультяне, мультаны; это имя взято с румынского, где оно означает горцев: мунте, от латинского montes, значит горы, в частности - Карпаты.

Молдаване в Бессарабии чабан

Молдаване в Бессарабии сбор винограда

 Молдаване в Бессарабии сбор винограда


Язык молдаван, как и румын вообще, есть славянизованный язык романского (латинского) корня.
В народном языке около 45% слов славянского происхождения, 31% - латинских, 8,5,% турецких, около 8% греческих, 6% мадьярских, 0,6% албанских. Образованные румыны стараются заменять славянские слова латинскими, и в литературном языке славянских корней всего 30%.
Славянские заимствования не ограничиваются словарем: влияние славян заметно на фонетике и морфологии. Своеобразный глухой звук ъ, неизвестный другим романским языкам, мы находим в наречиях славян восточной и южной частей Балканского полуострова.
В болгарском, а отчасти и в русском, языке мы встречаем то употребление члена после имени существительного, которое так характерно для румынского языка, напр.: грудь - пептул (лат. pectus).
В Молдавии церковно-славянский язык был вплоть до XVII столетия языком церкви и официальных актов; до половины XVIII в. он употреблялся в богослужении.
Вплоть до средины XIX в. румыны писали кириллицей, а в Бессарабии вплоть до румынской оккупации 1918 г. был распространен среди молдаван исключительно русский шрифт. (В Бессарабии церковная служба до 1918 года производилась на славянском языке, но до недавнего времени были церкви, где богослужение шло по молдавански.)
Как и когда появились румыны в тех местах, где они теперь живут, - в Семиградии, Валахии, Молдавии, Буковине, Бессарабии- это вопрос спорный.

Молдаване в Бессарабии  трансильванские румыны

 
Сами румыны (мы говорим не об ученых-исследователях, а об интеллигенции вообще) склонны производить себя от римлян, именно от потомков тех римских колонистов, которые были поселены здесь императором Траяном после покорения Дакии и обращения ее в римскую провинцию (105 г.).
Это наивное представление, конечно, несостоятельно. Румынский историк Ксенопол принимает, что колыбелью румынского народа являются горы Трансильвании: румынская национальность сформировалась здесь в первые века по Р. X. из смешения даков и гетов с покорившими их римлянами. Согласно этой теории, румыны являются автохтонами в Трансильвании и горах Румынии, куда румынское население низин бежало перед нашествием готов (А.Яцимирский (Сборник статей, посвященных В. И. Ламанскому, II, С.-Пб. 1908, стр. 794), вслед за Ксенополом, считает, что предки румын из пределов Валахии и Молдавии двигались в конце III в. на С. и на 3., именно в Карпаты и отчасти за Карпаты, где встретились с славянами. Но в это время -славян в Трансильвании не было, как можно, вместе с Шахматовым (1916,стр. 44), утверждать самым решительным образом.)
Напротив, другие исследователи считают, что родина румын вовсе не в области современной (версальской) Румынии. Дело в том, что в литературных источниках вплоть до X - XII веков о румынах, в местах их теперешнего обитания, ничего не говорится.
Так, по утверждению румын, комитат Hunyad есть древнейшее местожительство румын. Напротив, Csanki нашел о здешних румынах достоверные сведения только с 1360 г., хотя жили они здесь, конечно, и ранее; вообще в Семиградии к концу XIII в. могло быть очень мало румын, судя по тому, что король Андрей III приказал, чтобы каждый волох был приведен к поместью своего хозяина (Csanki. По реферату в Petermanns Mitteil, 1915, № 2, р. 7).
Предполагают (Реслер 1871 и др.), что румыны сравнительно поздно, не ранее XII - XIII века, явились на Дунай из более южных частей Балканского полуострова, именно из Македонии.
Среди пришельцев были распространены два языка: один родной, романский, который некогда был в ходу на всем протяжении от Карпат и почти до Пелопонеса, другой-славянский, служивший для культурного общения с славянами Македонии. Это предположение можно подкрепить тем фактом, что часть румын, под именем куцо-влахов, до сих пор осталась на своей старой родине, в Македонии, Фессалии и Эпире.
Как бы то ни было, румынский язык, в его современном виде, начал образовываться из романо-балканских наречий не ранее появления славян на Балканском полуострове, т. е. не ранее V - VI века.
Когда молдаване появились впервые в Бессарабии, с точностью неизвестно.
Надо думать, что не ранее XIV века. Ибо только около 1360 года совершилось отпадение Молдавии от Венгрии.
Первоначально пределы Молдавии ограничивались округами Буковины и лишь постепенно распространились до Днестра и Черного моря.
Около 1395 года Молдавия завладела Хотином. В княжение Александра Доброго (1400—1432) значительная часть Бессарабии уже оказалась в руках молдаван: в 1412 году они овладели Аккерманом (Четатя Албы=Белгород), а затем к ним перешел Оргеев и другие города.
Одна из грамот Александра Доброго, относящаяся к 1420 году, касается пожалования земель в области Кишновързарева монастыря(Ю. Венелин. Влахо-болгарские или дако-славянские гранаты. С.-Пб. 1840, стр. 61. В толкованиях Венелина к этой грамоте много путаницы и неверного. Почему то он приурочил" жалованную землю к Кишиневу, Варзаревский монастырь почему то называет Кишиневским (хотя он в 60 вер. от Кишинева), р. Быковец (приток Быка) смешивает с р. Быком и т. д.), существующего и поныне: это Варзаревский Дмитриевский скит Кишиневского уезда, в 60 вер. от Кишинева, у сел. Варзарешт, на речке Синешты.
Таким образом, в начале XV века молдаване проникли уже вглубь Бессарабии, но вместе с тем замечательно, что все географические названия, упоминаемые в этой грамоте, славянские: Лозова, Горланич, Криница, р. Быковец, Малый Лужок, Пересечен, Питушок, Тигомирово селище, Садова, р. Конела.

Источник: Л.С.Берг. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Петроград, 1923

Молдаване в Бессарабии

Молдаване в Бессарабии

Молдаване в Бессарабии

Молдаване в Бессарабии

из Альманаха "Бессарабца", отдельного издания "Бессарабiа" под редакцией П.А.Крушевана. Москва 1903 г.

 

 

Подробней о расселении молдаван можно посмотреть на Этнографической карте Бессарабии

 

 ______________________________________________________________________________________________________

Главная*Новости сайта о генеалогии*Все о Бессарабии*География генеалогического поиска*Особенности поиска в генеалогии*Источники генеалогии*Фамилии и генеалогия*Составление родословной в генеалогии*Геральдика*Репрессированные и генеалогия*Собственность и генеалогия*Генеалогический фотоархив*Некрополь и генеалогия*Термины и понятия генеалогии*Гостевая книга*

Форум о генеалогии*Генеалогический поиск