Генеалогия Молдовы,Бессарабии,Приднестровья

ВСЕ О БЕССАРАБИИ

Церковь в Бессарабии

 

Католическая церковь в Бессарабии

 Католические праздники

 

 

Ватикан сейчас(онлайн):

 

краткая история*храмы*церковные организации*биографии*библиография

______________________________________________________________________________________________________

Краткая история католиков в Молдове и Бессарабии

    Святейший Отец Иоанн Павел II, Апостольской конституцией «Sollicitus de Spirituali Bono» (Обеспокоенный духовным благом), 27 октября 2001 года преобразовал Апостольскую администратуру для католиков Республики Молдова в Кишиневскую епархию. Первым епископом Кишиневским он назначил Его Преосвященство монсеньера Антона Коша, титулярного епископа Пестовского. Герб Кишиневской епархии, утвержденный Национальной геральдической комиссией, символически отражает историю католиков, проживающих на территории современной Республики Молдова. Геральдический щит рассечен волнообразной линией, которая символизирует реку Днестр - естественную, историческую и политическую границу между двумя частями епархии - междуречьем Прута и Днестра и Приднестровьем (левобережье Днестра).

 Христианство на территории Республики Молдова существует с древности. Евангельская весть возвещалась уже в послеапостольское время неразделенной Церкви. В период раннего средневековья готские епископы участвовали в работе вселенских соборов. История католического населения, издавна проживающего на этих землях, является неотъемлемой частью истории двух регионов - междуречья Прута и Днестра и левобережного Приднестровья. Зарождение и развитие католических структур в этих частях Республики Молдова, входивших в различные государственные образования, имеет как свои особенности, так и общие черты. К ним можно, прежде всего, отнести процессы возникновения и общей канонической подчиненности: Каменец-Подольской епархии в первой половине 1814-1848 гг., Рижской епархии в 1944-1993 годах, Апостольской администратуре Республики Молдова и Кишиневской епархии - с 1993 года. В ХШ веке в католических общинах и нищенствующих орденах, причиной возникновения которых было желание обновлений в Церкви, пробудилось миссионерское рвение, вызванное, отчасти, и активизацией азиатских народов - татар, монголов, турок. Первыми, в 1211-1215 годах, с апостольской миссией «к куманам и татарам», на территорию будущего Молдавского княжества пришли монахи Ордена проповедников, созданного Святым Домиником, к ним присоединились монахи Ордена меньших братьев Святого Франциска. Францисканцами был учрежден викариат (societatis pereginantium) для Руси, Литвы, Молдавии и Валахии с центром во Львове. Северное Причерноморье и «дикая степь» входили в зону францисканского Северного викариата Тартарии. С 20-х годов XIV века в междуречье Прута и Днестра католические миссионерские станции (stazione dei missionari) создавались вдоль важнейших дорог, от границ Польши до побережья Черного моря. К 1343 году относится учреждение миссионерской общины в Хотине. В это время уже известны католические общины Vicina (Измаил), Licos-tomo (Килия), Mauro Castrum (Четатя Албэ). В 1314 году, во время своего апостольского служения в Четатя Албэ принял мученическую смерть от язычников-булгар брат Анжело да Сполето. До присоединения Днестровско-Прутского междуречья к Российской империи в 1812 году и создания Бессарабской области управление католиками данной территории осуществлялось епископами Бакэу. Католики левобережья Днестра с XIV до конца XIX в. находились в юрисдикции Каменецкого епископа. В XJV веке Папа Римский учредил епископства в городах Сирет (1371 г.), Каменец (1371 г.), Львов {1390 г.). В 1412 г. (или 1414 г.) столица католической митрополии была перенесена из Галича (1375 г.) во Львов. В глубь веков уходит история создания католического прихода с. Рашков.

В результате русско-турецких войн 1806-1812 гг. и Бухарестского трактата (16 мая 1812 года) к Российской империи была присоединена часть Молдавского княжества, которая в 1813 г. была названа Бессарабией. Католические структуры этого региона до 1812 года находились в юрисдикции епископии Бакэу . Помимо известных с ХIV века приходов Хотин (Cotham), Измаил (Vicina), Четатя Албэ (Maurum Castrum), Вилково (Licostomo) , здесь существовали францисканские станции . После закрытия границы под предлогом начавшейся эпидемии, русские власти не пропускали в Бессарабию католических священников из-за Прута . В то же время, по указу российского императора, бессарабские католики были переданы под юрисдикцию митрополита Могилевского Станислава Богуш Сестренцевича, главы католиков России. Уже в 1814 году он подчинил имеющиеся в Бессарабии структуры епископу Каменецкому , о чем в числе других авторов указывает В. Марчиньский . Епископ Каменецкий Боргеуш Лука Мацкевич, по свидетельствам современников, отличался особой преданностью вере и высокой активностью в ее утверждении. В условиях сложившихся для католиков Бессарабии от него потребовалось немало усилий, как для организации, так и для дальнейшего развития и совершенствования приходской жизни. В 1819 г., указом императора от 20 февраля, епископу Каменецкому был поручен надзор над всеми бессарабскими приходами, в том числе созданными колонистами и переселенцами . После продолжительного охлаждения связей между Россией и Ватиканом началась новая фаза в развитии их отношений. В 1845 году царь Николай I побывал в Риме, где был дважды принят папой Григорием XVI . В результате успешной дипломатической деятельности, в 1847 году между российским правительством и Святым престолом был подписан конкордат. В числе других вопросов он упорядочил границы римско-католических епархий и оговорил создание новой - для немецких колонистов юга России и Поволжья. В 1848 году папа Пий IX, буллой «Universalis ecclesiae cura», учредил епархию с центром в Херсоне, в состав которой вошли и приходы Бессарабии. По просьбе российских властей папа декретом «Memor sollicitudinis» от 26 августа 1852 г., перенес столицу епархии из Херсона в Тирасполь, где в то время проживало 125 католиков. Кафедра епископа Тираспольского, епархиальная консистория и духовная семинария с 1856 г. находились в Саратове. В составе Тираспольской епархии приходы Бессарабии, в том числе и кишиневский, развивались до перевода в Ясскую епархию в 1921 г.

В 1825 году, согласно регистру, составленному кишиневским приходским священником Филиппом Ожельским, количество прихожан в это время составляло 534 человека, из них проживали в Кишинэу 349 чел. (мужчин - 215, женщин - 134, из них способных к исповеди - 326, исповедующихся - 222). В Бэлць проживало 65 католиков, из них неспособных исповедываться (детей) - 6. В местечках Скулень - 59 взрослых и пятеро детей, в Сорока - 20 человек, в Бендер - 30. За этот год было проведено крещений - 24, венчаний - 4, погребений - 24 . Сравнение сведений за 1840 и 1825 годы указывают на небольшое увеличение состава прихода. Однако необходимо учесть, что в рассматриваемый период из кишиневского прихода уже выделен приход Бэлць, в состав которого, помимо верующих проживающих в городе, входили католики, проживающие в уезде Яссы. Картину проясняют сведения о том, что в число 564 верующих в 1840 г. входили: 425 чел, проживающих в Кишинэу, 17 – в Бендер, 9 – в Орхей, остальные 113 - в 15 селениях двух уездов. При небольшом абсолютном увеличении количества прихожан, всего на 30 человек, количество верующих в Кишинэу увеличилось на 76 чел, а в уезде Орхей стали поселяться католики . В последующие годы (1850 и 1852 ) также происходит увеличение количества прихожан. Настоятель прихода, отец Николай Цвикла, в своем отчете в Каменецкую Римско-католическую консисторию, со-бщает, что на 29 марта 1850 года количество верующих в приходе составило 1053 человека. Этот отчет позволяет нам проследить динамику роста по населенным пунктам. Так, в Кишинэу в этот период проживало 479 верующих, (в уезде - 79), Бендер - 51, (в уезде - 88), в Орхей - 26, (в уезде - 59), в Сороке - 64, (в уезде - 204).

В последующие годы (1850 и 1852 ) также происходит увеличение количества прихожан. Настоятель прихода, отец Николай Цвикла, в своем отчете в Каменецкую Римско-католическую консисторию, сообщает, что на 29 марта 1850 года количество верующих в приходе составило 1053 человека. Этот отчет позволяет нам проследить динамику роста по населенным пунктам. Так, в Кишинэу в этот период проживало 479 верующих, (в уезде - 79), Бендер - 51, (в уезде - 88), в Орхей - 26, (в уезде - 59), в Сороке - 64, (в уезде - 204). 

В 1844 г. вступил в действие императорский указ, ограничивающий возможности учреждения новых приходов в западных губерниях. Согласно этому указу, все католические приходы империи были разделены на 5 классов. От класса зависело материальное содержание церковного причта, выделяемого государством . Так, для приходов 1 класса эта сумма ежегодно составляла 600 рублей серебром, для 2-го – 500 руб., для 3-го - 400 руб., 4-го - 275 руб., 5-го - 230 руб. Во всех шести римско-католических епархиях России правительством было определено количество приходов каждого класса. В Каменецкой епархии из 102 прихо-дов к 1 классу относился 1 – Каменецкий приход, ко второму – 4, к третьему – 18, к четвертому – 33 и пятому – 46 . В соответствии с данным указом, упразднение, разделение или учреждение новых приходов осуществлялось только по разрешению Министерства внутренних дел. При этом, если приход упразднялся, то суммы, отпущенные на содержание его причта, могли быть разделены между другими приходами с последующим повышением их класса. Разделение прихода влекло за собой и раздел денежного содержания, а соответственно и понижение в классности. Все бессарабские приходы относились к самому низшему классу – пятому. Разделение кишиневского прихода в таких условиях было невозможно. По церковным источникам в 1852 г. в Бессарабии было 5 ка-толических приходов: Кишинэу (1400 вер.), Бэлць (700 вер.), Хотин (3000 вер.), Красна (1303 вер.) и Измаил (700 вер.) . Позднее был учрежден приход в Бендер. В это время бессарабские приходы относились к Тираспольской епархии, которая объединяла приходы юга России, Крыма, Закавказья и Поволжья. В ней большинство составляли приходы с немецким населением. По церковным сведениям в 1869 году в состав Тираспольской епархии входили 5 бессарабских приходов: Кишинэу (495 вер.), Бендер (227 вер.), Хотин (2001 вер.), Бэлць (792 вер.), Красна (1650 вер.). Измаил не вошел в этот список в связи с тем, что находился в той части Бессарабии, которая после окончания крымской войны была передана Румынии. 

Для управления католиками в Российской империи Екатерина II самовластно создала Могилевскую католическую епархию, признанную Святым Престолом только в 1798, ставшую митрополией для всех земель Прибалтики, Белоруссии, Украины, Бессарабии и самой России. Возглавлявший ее митрополит Станислав Богуш Сестренцевич был исполнителем требований царской власти в обход Ватикана. Границы и названия католических епархий менялись по прихоти царей.В Бессарабии, в 1814-1848 гг. под управлением епископа Каменецкого, количество верующих увеличивалось за счет колонистов и переселенцев. Они проживали в городах Хотин, Бзлць, Сорока, Фэлешть., Кишинэу, Бендер, Орхей, Измаил, Аккерман (Четатя Албэ), Килия, в колониях Кэушень, Красна, Емменталь, Белград, всего - в 153 селах и местечках. В 1840 г. их насчитывалось 4,5 тысячи, в 1852 году - 8 тысяч.

Русские цари пытались управлять католиками, лишив их связи со Святым Престолом, поэтому эта политика была противоречивой. Периоды разрыва дипломатических отношении с Ватиканом сменялись переговорами, охлаждение связей - посещением царем Николаем I Рима с последующим заключением конкордата в 1847 г. и отказом от него в 1866 г. В 1848 году папа Пий IX учредил новую епархию со столицей в Херсоне, в 1852 г. она стала называться Тираспольской. Кафедра епископа, консистория и духовная семинария с 1856 г. располагались в г. Саратове. Приходы Бессарабии были переданы под юрисдикцию епископа Тираспольского. После подавления польского национального восстания 1863 года репрессии правительства обрушились и на католиков Бессарабии. Они находились под негласным надзором полиции. Были составлены списки неблагонадежных чиновников и всех поляков, проживающих в Бессарабии, на них открывались следственные дела.. Кишиневский настоятель Николай Цвикла и десятки верующих подозревались в помощи восставшим5. Настоятель Хотинского прихода отец Лозинский, отслуживший Святую Мессу в память о погибших участниках восстания, был сослан в Пензу. Трудным этот период был дня католиков Каменецкой епархии, где духовенство и миряне поддержали восставших. Поэтому в ней были закрыты все приходские и польские школы, некоторые монастыри, репрессированы священники. В 1866 году Камелецкая епархия царским указом была ликвидирована. К этому Бремени в приходе Рыбница числилось 600, в Рашкове около 900 прихожан. В составе советского государства левобережным католикам было еще труднее. Большевики лишили Церковь права собственности, отобрали богослужебные и церковные предметы, устранили священников от руководства приходами, запретили религиозное обучение и воспитание. Во время советско-польской войны, в 1919 г. красногвардейцами был убит о. Ян Кнюкшта, служивший в приходе Рашков с 1904 года. В 1936 г. был арестован и приговорен к трем годам ссылки о. Антоний Ведегис, настоятель Рыбницкого прихода. Оба прихода были закрыты властями в 30-е годы.Епископ Тирасполъский монсеньер Иосиф Кесслер, служивший в 1899 - 1903 гг. настоятелем Кишиневского прихода, после установления советской власти объявил ее антихристовой. Вынужденный скрываться от ВЧК, он с 1920 года некоторое время управлял епархией, находясь в бесарабском приходе Красна.

 После объединения Бессарабии с Королевством Румыния в 1918 г, Папа Бенедикт XV, в 1921 г., декретом консисторской конгрегации Quum nonnullae, выделил из Тираспольской епархии 5 бессарабских приходов, находящихся в границах Румынии, и передал их под юрисдикцию Ясского епископа. В 1926 г. в Бессарабии действовали 9 приходов, 8 священников, 6 церквей и 8 часовен. Верующих насчитывалось 12.325 человек, из них 7.500 поляков, 4.275 немцев и 550 армян. Только из поляков состояли приходы в гг. Хотин -1.500, Сорока - 1.000, Измаил - 700, Орхей - 300 верующих. Бельцкий приход насчитывал 2.500 верующих (из них 2.000 поляков и 500 армян), Кишиневский - 2.150 верующих (2.000 поляков, 100 немцев, 50 армян), Четатя Албэ - 3.000 немцев и 100 поляков. В уезде Тигина находилось 2 прихода с общим числом 1.425 верующих, из которых 1.175 составляли немцы и 250 - поляки. По официальным данным Ясской епархии, опубликованным в альманахе «Presa Buna» за 1936 г., Бессарабский деканат насчитывал 10 приходов: Бэлць, Китлинэу, Красна, Емменталь (ныне - Первомайск), Измаил, Титана, Четатя Албэ, Хотин, Орхей и Сорока, которые обслуживали 9 священников. В Кишинэу продолжали действовать благотворительное общество (создано в 1899 г.), польская школа (1901 г }, дом престарелых (1912 г.). а в Тигине - приют для детей. Открывались польские приходские школы в других местностях.

После второй мировой войны католики, проживающие в Молдавской Советской Социалистической республике (МССР), разделили тяжелую участь верующих СССР. Из восьми приходов, решением советских властей отнесенных к епископу Рижскому и фактически действовавших в 1946 г. на территории МССР, к 1962 году остался один - Кшпиневский. Все католические храмы к середине 60-х годов были закрыты, некоторые из них разрушены (Рыбница, Крецоая). В Кишинэу здание использовалось как студия звукозаписи, в г. Бендер - как спортивный зал, в г. Сорока - как школа, в Первомайске - как склад для зерна и т. д. В 1967 г., по советским источникам, часовню на Кишиневском католическом кладбище посещали 400-500 верующих, а всего в республике проживало свыше 2.000 католиков. После закрытия приходов в местностях, где жили католики, религиозная жизнь продолжалась в подполье.  Руководителями этих групп, в большинстве своем, были пожилые верующие, их направлял кишиневский священник. С 70-х годов монахини конгрегации Святого Казимира и Евхаристического Иисуса, приглашенные кишиневским настоятелем отцом Владиславом Завальнюком, помогали ему в проведении катехизации детей и молодежи. С 1976 по 1977 гг. в селе Слобозия-Рашков верующие, руководимые о. Владиславом, самовольно построили церковь, т. к. официального разрешения на строительство власти не давали. Построенная церковь была разрушена 25 ноября 1977 года, некоторые верующие отданы под суд, а священник выслан. Факты борьбы верующих за свои права в советский период известны и в других населенных пунктах: Кишинэу, Бэлць, Рыбница, Петропавловка (Лазовский р-н), Ивановка {Рыбницкий р-н) и др. В 80-е годы, по советским источникам, в МССР насчитывалось около 5 тысяч католиков. Начиная с 1944 г., советские власти на всей территории Молдавской ССР разрешали служить только одному священнику. Его регистрировали при Кишиневском приходе и, таким образом, он получал право окормлять только своих прихожан. Для выезда в другие общины или в населенные пункты, где проживали католики, необходимо было получать особое разрешение, которое Уполномоченный по делам религий давал не всегда. Поэтому священники, служившие на Божественной ниве в МССР, верующих из других местностей окормляли тайно. С началом периода политических перемен в СССР,  определенные изменения постепенно претерпевало и положение религии. Изменилось отношение к принципу свободы совести. Католики, в частности общины, действующие до того времени в подполье, стали настойчиво предъявлять свои требования  государству.

1987 год - 2 июля Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Молдавской ССР Иван Вичку выдал священнику Яну Рудницкому документ, дающий ему право служить викарием в кишиневском приходе. Впервые за годы советской власти, официально, кроме настоятеля, постоянную религиозную деятельность в республике разрешено было осуществлять еще одному священнику. Викарий получил право окормлять верующих (по их вызову) в Бэлць, Слободзия-Рашков, Григорэуке, Петропавловке и Стырча. Впоследствии отец Ян переселился в Бэлць и, до приезда приглашенных священников, осуществлял душепастырство в этом регионе и левобережном Приднестровье. В 1989 году он начал служение в Рышкань, Первомайске и Алексэндрень.

1993 год -28 октября Папа Иоанн Павел II Декретом Конгрегации по делам епископов (протокол № 898/93) учредил в Республике Молдова Апостольскую администратуру и назначил Апостольским администратором настоятеля кишиневского прихода Его Преподобие Антона Кошу.

Неля Саганова. Летопись римско-католической церкви в Республике Молдова.1987-2002//ANALECTA catholica.I.Chisinau.2005

 Сайт Кишиневской римско-католической епархии

Епископы Тираспольской епархии: краткие биографии

Католические священники, служившие в немецких колониях Бессарабии

НЕМЦЫ-КАТОЛИКИ БЕССАРАБИИ

Краткая история создания Тираспольской Римско-католической епархии

Католические приходы Бессарабского, Одесского и Николаевского деканатов в начале XX в.

 

Церковь в Бессарабии

Православная церковь

краткая история*монастыри*храмы*география*церковные организации*биографии*библиография

Католическая церковь

краткая история*храмы*церковные организации*биографии*библиография

Армяно-григорианская церковь

краткая история*храмы*церковные организации*биографии*библиография

Старообрядчество в Бессарабии

______________________________________________________________________________________________________

Географические сведения*Бессарабия в составе России*Бессарабское общественное устройство*Земство в Бессарабии*Бессарабское дворянство*Церковь в Бессарабии*Бессарабские интеллектуалы*Бессарабская пресса*Пушкин в Бессарабии