Генеалогия Молдовы,Бессарабии,Приднестровья

ВСЕ О БЕССАРАБИИ

Церковь в Бессарабии

Православная церковь

краткая история*монастыри*храмы*география*церковные организации*биографии*библиография

______________________________________________________________________________________________________

Биографии церковных деятелей православной церкви в Бессарабии

 

Феофан (Феодор) Кристя

Феофан (Феодор) Кристя

Феофан (Феодор) Кристя (1812-1884), выходец из Сучавы, находился в Нямецкой лавре с 1828 года, где прошел путь от послушника до иеромонаха. В 1833 году Кристя совершил паломничество на Афон и Иерусалим. Сохранились его переводы (свободно владел греческим, немецким, старославянским) и оригинальные произведения. Его способности позволили ему стать  поверенным по земельным делам монастырей Нямц и Секул, а с 1858 года - приступить к тем же обязанностям в Бессарабии. Узнав о событиях в Нямецкой лавре в связи с церковными реформами, ходатайствовал пред архиепископом Кишиневским и Хотинским Антонием Шокотовым о предоставлении на территории Бессарабии убежища монахам-беженцам. В 1864 году была учреждена новая обитель в имении Кицканы, как Ново-Нямецкий монастырь, в котором он и был избран в 1866 году игуменом. С самого начала в монастыре был принят общежительный устав, введенный в Нямецкой лавре Паисием Величковским.

Андроник

Иеросхимонах Андроник (1820-1893)

Иеросхимонах Андроник (1820-1893) родился в селе Лунганий на Буковине. Рано лишившись родителей, Андроник в 1831 году был отдан в Нямецкий монастырь послушником (был кучером, кузнецом, поваром, плотником, переплетчиком), затем после пострижения назначен уставщиком в Секульский монастырь, затем - библиотекарем в Секульском монастыре и в Нямецкой лавре, в которой к этому времени по его свидетельству было собрано 1670 рукописных книг на славянском, греческом,  латинском, молдавском и других языках. Незначительная часть этих сокровищ после перемен 1859 года была спасена иеросхимонахом Андронником, который тайно перешел Прут и 1 октября 1861 года с двумя чемоданами книг и копией чудотворной Нямецкой иконы Богородицы оказался в Бессарабии в Ново-Нямецком монастыре. Привезенные им книги стали основой богатейшей впоследствии монастырской библиотеки. Часть  новых поступлений была приобретена самим Андроником  во время его путешествий в Киев, на Афон и по Молдавии, часть - за счет многочисленных пожертвований прихожан и паломников. Значительная часть рукописей была написана самим Андроником, среди которых - истории монастырей (Нямецкого, Секульского, Ново-Нямецкого и других), биографии церковных деятелей. В 1885 году после смерти Феофана Кристи Андроник был избран игуменом Ново-Нямецкого монастыря, в 1890 году возведен в сан архимандрита.

Гавриил Бэнулеску-Бодони

Гавриил Бэнулеску-Бодони

Банулеско-Бодони Григорий Григорьевич(1746-30.03.1821) родился в г. Быстрица, Трансильвания и  происходил из древней молдавской фамилии. По приглашению архиепископа Славяно-Херсонского Никифора (Феотоки) иеромонах  Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии. В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии.Через год иеромонах Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом  был возведен в сан архимандрита, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру. Но это предложение не было принято, поэтому в 1787 году Гавриил приехал в Россию. Он обратился к епископу Екатеринославской епархии Амвросию с просьбой предоставить ему  любую должность в семинарии. 17 января 1788 года, по разрешению Св. Синода, еп. Амвросий предоставил Гавриилу должность ректора Екатеринославской семинарии и преподавателя греческого языка. 26 декабря 1791 года Гавриил был хиротонисан в Яссах во епископа Бендерского и Белградского, викария Молдовлахийской митрополии архиепископом Амвросием вместе с другими иерархами.В 1792 году в связи со сложившейся в Молдавии политической обстановкой, когда по заключенному соглашению между Турцией и Россией Молдавия и Валахия должны были подчиниться в церковном отношении Константинопольскому патриарху, целесообразно было иметь во главе Молдовлахийской митрополии человека, хорошо известного и преданного. Таким явился епископ Гавриил.11 февраля 1792 года он был возведен в сан митрополита Молдо-Валахии. Но это служение продолжалось недолго.19 июня 1792 года за отказ отречься от Молдовлахийской кафедры Гавриил был арестован и отправлен в Константинополь, где находился под стражей в течение четырех месяцев. Затем, по требованию русского правительства, был освобожден и прибыл в Россию.10 мая 1793 года Гавриил был назначен митрополитом Екатеринославским и Херсоно-Таврическим с местопребыванием в г. Полтаве. В 1798 году, в связи с изменением административного деления и переименованием города Екатеринославля в Новороссийск, Екатеринославский митрополит стал именоваться Новороссийским и Днепропетровским с местопребыванием в городе Новомиргороде. Ко времени пребывания Гавриила на Екатеринославской кафедре относится основание города Одессы (по его благословению) и закладка в новом городе четырех церквей. 29 сентября 1799 года митрополит Гавриил был назначен на Киевскую кафедру. 7 апреля 1801 года он определен членом Св. Синода и награжден орденом Андрея Первозванного. Киевской митрополией Гавриил управлял в течение четырех лет, а затем 21 августа 1803 года, согласно его прошению, был уволен на покой с местопребыванием в г. Одессе. В 1805 году митрополит из Одессы переехал в Дубосары, где прожил еще четыре года на покое. В 1808 году он был назначен вновь членом Св. Синода и экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в г. Яссах. По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык. Он добился от правительства распоряжения местным гражданским властям не вмешиваться в дела церковного управления. Одной из забот митрополита Гавриила в это время было упорядочение управления местными монастырями. На основании Указа Св. Синода все монастыри были подчинены экзарху, и он занялся наведением в них законных порядков. Для доклада о проделанной работе митрополиту Гавриилу, по его просьбе, было разрешено в 1811 году прибыть в С.-Петербург. Он изложил Св. Синоду все нужды Молдовлахийской Церкви и внес на рассмотрение свой план дальнейшего церковного благоустройства. Большинство из его предложений были приняты, часть - отклонены или изменены. Но осуществить эти мероприятия митрополиту Гавриилу не удалось, так как по заключенному 16 мая 1812 года миру России с Турцией Молдавия и Валахия отошли к Турции, Бессарабия присоединилась к России. Митрополит. Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в г. Кишиневе. Здесь ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии. Новая епархия, по его предложению, стала называться Кишиневской и Хотинской и ей был присвоен титул митрополии и экзархии. 21 августа 1813 года Св. Синод утвердил новую епархию, и митрополит. Гавриил принялся за строительство церквей, митрополичьего дома и здания для семинарии. Для подготовки служащих гражданских учреждений в 1816 году митрополитом. Гавриилом при семинарии был открыт "благородный пансион", который до 1834 года заменял областную гимназию. При митрополите Гаврииле в Кишиневской епархии было начато и большей частью окончено строительство около двухсот церквей. Во все церкви были разосланы краткие катехизические поучения на молдавском языке, которые должны были читаться во все воскресные и праздничные дни. Кроме этих поучений священники, окончившие семинарию, должны были произносить проповеди собственного сочинения. По ходатайству митрополита Гавриила в 1814 году была открыта бессарабская типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений. Скончался митрополит Гавриил 30 марта 1821 года и похоронен в Киприановском монастыре.

Арсений Стадницкий

Арсений Стадницкий

Арсений (Стадницкий Авксентий Георгиевич)(22.01. 1862 - 10.02. 1936) родился  в семье священника Кишиневской епархии, родом был молдаванин. В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого Духовного училища. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и со званием магистранта. По окончании академии назначен преподавателем Кишиневской семинарии. В это время он десять лет состоял редактором "Кишиневских Епархиальных Ведомостей", причем им лично было написано для этого издания около ста различных статей и заметок, преимущественно церковно-исторического содержания. В 1895 году за свою диссертацию на тему: "Гавриил Бонуласк-Бодони, экзарх Молдовлахийский и митрополит Кишиневский", утвержден в степени магистра богословия. В этом же году назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества , рукоположен во иеродиакона.1 января 1896 г. рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св. Антония Римлянина в Новгороде. 10 января 1897 г. назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории. С 13 марта 1898 г. назначен ректором Московской духовной академии. 28 февраля 1899 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, третьего викария Московской митрополии, с оставлением в должности ректора Академии. Хиротония состоялась в Московском кафедральном соборе Христа Спасителя. В 1903 году епископ Арсений переведен на самостоятельную кафедру во Псков. В 1904 году защитил диссертацию на степень доктора богословия на тему: "Исследования и монография по истории Молдавской Церкви". Часть 1-я. "История Молдавской епархии и их святителей со времени основания государства и до наших дней" и утвержден в степени доктора Церковной истории. Обширная педагогическая опытность епископа Арсения и выдающиеся труды его в этой области, привлекли к нему внимание Св. Синода и он был приглашен в 1905 году на пост члена Учебного Комитета при Св. Синоде, где и проявил свои блестящие способности руководителя церковным просвещением в России. В 1906 году назначен председателем Учебного Комитета при Святейшем Синоде. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о реформе церковно-учебных заведений. В 1907 году возведен в сан архиепископа и в этом же году был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Будучи архиепископом Псковским и Порховским, архиепископ Арсений в 1909/1910 годах был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии. Указом Свят. Синода от 5 ноября 1910 года архиепископ Арсений назначен архиепископом Новгородским и Старорусским. В августе 1917 г. на Всероссийском Поместном Соборе был один из трех кандидатов в патриархи (митр. Тихон, митр. Антоний Храповицкий и Арсений Стадницкий), по жребию был избран митрополит Тихон. 29 ноября 1917 г. возведен в сан митрополита. С 1922 по 1923 гг. епархией не управлял. С 1927 года был постоянным членом временного патриаршего Синода. 11 августа 1933 г. был назначен митрополитом Ташкентским. Скончался 28 января 1936 г. в Ташкенте и там же погребен.

МЕЛХИСЕДЕК, ЕПИСКОП НИЖНЕДУНАЙСКИЙ

НИЖНЕДУНАЙСКАЯ епархия была учреждена в конце 1864 года. В состав ее входила южная часть Бессарабии с уездами Измаильским, Болградским и Кагульским, отошедшая к Молдавии по парижскому трактату 18 (30) марта 1856 года. Резиденцией епархиального епископа стал Измаил.

Первым Нижнедунайским епископом был известный ученый Мелхиседек Стефанеску Магистр Киевской Академии выпуска 1851 года. Он состоял Почетным членом Киевской и Санкт-Петербургской Академий, императорского Археологического общества любителей духовного просвещения... Почти все ученые общества и высшие учебные заведения Румынии, Сербии и Болгарии имели его своим Почетным членом, он единственный из всех иерархов румынской церкви состоял членом Национальной Академии... В миру Михаил Петрович Стефанеску происходил из старинного духовного рода, давшего церкви несколько выдающихся деятелей. Сын священника, Михаил родился 15(28) февраля 1823 года в с. Гырчине, округа Пятры-Нямца, у подошвы Карпат. Первоначальное образование получил в родном селе, а среднее в Ясской Сокольской семинарии, где окончил курс первым учеником в 1842 году. В следующем году он был пострижен в иночество, рукоположен в иеродиаконы в Сокольском монастыре и оставлен преподавать в низших классах той же семинарии. В сентябре 1847 года по совету своего ректора Михаила Скрибана он отправился в Киев и поступил в духовную академию. Это был самый даровитый воспитанник из студентов румын, получивший образование в Киевской Академии. После ее окончания по просьбе преосвященого Леордания, управлявшего Молдавскою Митрополией, он был немедленно хиротонисирован в Киево-Печерской лавре, т. е. возведен в сан иеромонаха самим Филаретом, митрополитом Киевским.

...В начале 1865 года назначен епископом Нижнедунайской епархии с пребыванием в г. Измаиле, где оставался до 12 октября 1878 года, т. е. до присоединения Южной Бессарабии к России. На то время в Нижнедунайской епархии насчитывалось 94 церкви, как утверждают румынские источники, переведенные усердием сотрудников музея Придунавья. Мелхиседек поделил епархию на 2, округа: в измаильский входили 6 городских и 28 сельских церквей, которые обслуживались 12-ю городскими и 30-ю сельскими священниками. В первый же год своего пребывания в нашем городе Мелхиседек преобразовал духовную школу в 4-годичную семинарию с преподаванием следующих предметов: догматическое, пастырское и нравственное богословие, православное исповедание Петра Могилы, всеобщая церковная история, библейская история, языки латинский и молдавский, естествознание, математика, черчение и церковное пение. Число всех учеников простиралось до 200. В семинарию принимались молодые люди всех званий. Учебный персонал состоял из ректора и семи учителей. Семинария содержалась за счет казны и помещалась в доме купца Флора Степановича Журавлева (ныне политехнический лицей). С 1875 года, согласно завещанию, дом стал собственностью духовенства, где с 1893 г. помещалось Измаильское духовное училище. В тех же румынских источниках подчеркивается, что Измаильская духовная семинария давала большие знания. Например, Гавриил Музыческу, видный румынский композитор, был преподавателем музыки в семинарии. Именно Мелхиседек направил его в консерваторию Санкт-Петербурга, а затем назначил регентом епископального хора. В Измаиле существовал епископальный дом с флигелями и садом. Дом этот куплен преосвященным Мелхиседеком Стефанеску в 1865 г. от жены полковника русской службы Неймеер для епископии на церковные суммы. К дворовому месту впоследствии прикуплена часть земли и произведены постройки преосвященным Мелхиседеком, причем на содержание дома ежегодно отпускались деньги от казны. В нем помещался преосвященный Мелхиседек и консистория. Все, что сохранилось от самого дома, флигелей и других построек примыкает к церкви Св. Константина и Елены, а точнее Свято-Константино-Еленинскому монастырю.

Во время своего пребывания в Измаиле в качестве Нижнедунайского епископа Мелхиседеком напечатан ценный труд Липованство (Sipovenismue), т. е. история и обличение русского старообрядчества и других мистико-рационалистических сект, издал свои Слова и Речи, произнесенные им в церквах и на некоторых празднествах, а также много ученых трудов: Папизм в Румынии, Об армянской церкви, Надписи в армянских церквях в Румынии, Историко-археологическое описание 48 монастырей и древних церквей в Молдавии, Протестантизм в Румынии. Самый обширный труд о Цамблаке принадлежит епископу Мелхиседеку, автору ценных трудов по истории румынской церкви, археологии, эпиграфике, археологии, этнографии...

О роли епископа в культурной и политической жизни можно судить еще и по тому, что именно ему было поручено возглавить в 1868 году дипломатическую миссию к российскому императору Александру ІІ-му, которым он был очень хорошо принят. После русско-турецкой войны 18781879 годов по Берлинскому мирному трактату княжество Румыния возвратило обратно России часть Бессарабской территории, отошедшей от нее в 1856 г. (в т. ч. Измаильский уезд). В состав комиссии по приему русскими делегатами от румын, воссоединенной части Бессарабии вошел и епископ Мелхиседек. В честь этого события 10 октября 1878 года в Измаильском Покровском соборе была совершена Божественная литургия, во время которой Мелхиседек находился в алтаре собора. Но в службе участия не принимал. Через сутки после Божественной литургии епископ Мелхиседек оставил Измаил, увозя с собой многочисленные рукописи, собранные им за годы пребывания в нашем крае. До мая 1879 г. он жил в Галацах, новом месте пребывания епископов Нижнедунайских. В мае 1879 избран епископом Романской епархии, где и оставался до своей кончины 15 (28) мая 1892 года. Следовательно, в мае 2002 года исполнится 110 лет со дня кончины преосвященнейшего Мелхиседека, епископа Нижнедунайской епархии. Уже в начале XX в. Арсений, епископ псковский, в своем труде Исследования и монографии по истории молдавской церкви писал, что на румынском языке о преосвященнейшем Мелхиседеке существует богатая литература. На русском языке также есть статьи и заметки, написанные как при жизни, так и после смерти его.

    Музей Придунавья пока не располагает ни подлинными фотографиями Мелхиседека Стефанеску, ни тем более его книгами. Но мы надеемся, что, возможно, сохранилось что-либо о епископе Мелхиседеке у горожан или наши сведения пополнятся в результате культурных связей с приграничными городами Румынии.

Р. П. ШИШКИНА, директор музея Придунавья. Измаил Православный №2, февраль 2002

 

 

Церковь в Бессарабии

Православная церковь

краткая история*монастыри*храмы*география*церковные организации*биографии*библиография

Католическая церковь

краткая история*храмы*церковные организации*биографии*библиография

Армяно-григорианская церковь

краткая история*храмы*церковные организации*биографии*библиография

Старообрядчество в Бессарабии

______________________________________________________________________________________________________

Географические сведения*Бессарабия в составе России*Бессарабское общественное устройство*Земство в Бессарабии*Бессарабское дворянство*Церковь в Бессарабии*Бессарабские интеллектуалы*Бессарабская пресса*Пушкин в Бессарабии