Генеалогия Молдовы,Бессарабии,Приднестровья

ВСЕ О БЕССАРАБИИ

Церковь в Бессарабии

Армяно-григорианская церковь

краткая история*храмы*церковные организации*биографии*библиография

______________________________________________________________________________________________________

Краткая история армяно-григорианской церкви в Бессарабии

армяно-григорианской церкви в БессарабииВ XI веке турки захватили часть территории древней Армении, в том числе и город Ани (он сейчас находится в Турции). Жители этого города, спасаясь от резни бежали и часть из них достигла Молдовы. Вторая волна армян пришлась на XIV-XV вв.

Первая епархия Армянской Апостольской Церкви в России образовалась в начале XVIII века (1717 г.) с епархиальным центром в г. Астрахани и называлась Астраханской епархией. В состав этой епархии входили все армянские церкви на территории Российской империи.

Л. Берг утверждает, что армяне-католики, усвоившие польский язык и культуру, перешли в Бессарабию во время русского владычества . Они издавна занимались продажей скота на ярмарках Кишинэу и Бэлць. В окрестностях города Бэлць им принадлежали выпасы для скота. Несмотря на то, что состав и количество прихожан этой этнической группы постоянно менялись, они сыграли немалую роль в завершении строительства в 1821 г. католического храма в Бэлць и в отделении и создании прихода в этом городе (учрежден в 1828 г.) . Часть армян-католиков обосновалась в Бессарабии. Среди них были богатые семьи, известные своей благотворительной деятельностью. Статистика отмечает армян-униатов в составе приходов Кишинэу и Бэлць в межвоенный период

В 1809 г. на завоеванных Россией во время русско-турецкой Балканской войны (1806-1812) территориях царским указом была основана армянская епархия Бессарабии с центром в г. Яссы. Согласно Бухарестскому мирному договору, подписанному 16 мая 1812 года, территория между реками Прут и Днестр вошла в состав Российской империи как Бессарабская губерния с центром в Кишиневе. Поскольку Яссы остались на территории Османской империи, новым епархиальным центром стал Кишинев. 

В 1830 г. царским указом от 30 апреля была реорганизована Ново-Нахичеванская и Бессарабская епархия. От Астраханской епархии были отделены и присоединены к Бессарабской территории Дона, Крыма, Малороссии, Новороссии, Москвы и Санкт-Петербурга. Центром епархии первоначально оставался Кишинев. В 1895 г. епархиальный центр был перенесен в Ново-Нахичеван. 

В введении Астраханской епархии оставались Северный Кавказ, Поволжье, Сибирь и Средняя Азия. 

После Октябрьской революции, поскольку Бессарабия отошла к Румынскому королевству, то армянские церкви Бессарабской губернии соединились с армянской епархией Румынии. Ново-Нахичеванская епархия с центром в Ростове-на-Дону постепенно сузилась до территории Дона. Средняя Азия отделилась от Астраханской епархии и присоединилась к Бакинскому престолу, в результате чего была образована епархия Бакинская и Туркестанская. Пределы Астраханской епархии сузились до территории Северного Кавказа и Поволжья, и она была переименована в епархию Северного Кавказа и Астрахани. Новым епархиальным центром стал Армавир. 

Сегодня армянская диаспора в Молдове насчитывает как минимум, 10 тысяч человек.

 

 

Церковь в Бессарабии

Православная церковь

краткая история*монастыри*храмы*география*церковные организации*биографии*библиография

Католическая церковь

краткая история*храмы*церковные организации*биографии*библиография

Армяно-григорианская церковь

краткая история*храмы*церковные организации*биографии*библиография

Старообрядчество в Бессарабии

______________________________________________________________________________________________________

Географические сведения*Бессарабия в составе России*Бессарабское общественное устройство*Земство в Бессарабии*Бессарабское дворянство*Церковь в Бессарабии*Бессарабские интеллектуалы*Бессарабская пресса*Пушкин в Бессарабии