Генеалогия Молдовы,Бессарабии,Приднестровья

ВСЕ О БЕССАРАБИИ

Церковь в Бессарабии

Католическая церковь

краткая история*храмы*церковные организации*биографии*библиография

______________________________________________________________________________________________________

Биографии католических церковных деятелей

Епископы Тираспольской епархии: краткие биографии

Первым епископом Тираспольской римско-католической епархии в 1850-1864 гг. был Фердинанд Геланус Кан (Kahn) (1787-1864). О его биографии известно немного. Он родился в Галиции в 1787 г. (по другим данным в 1789 г.),еще в раннем возрасте вступил в доминиканский орден, где изучал теологию. Здесь же в ордене Св. Доминика был рукоположен, после чего прошел долгий путь от учителя русского и немецкого языка в Гродно, курата и проповедника в Ревеле (Таллинн) до Римско-католического епископа. Продолжительное время он преподавал закон Божий в военной школе в Риге, был приором рижского отделения доминиканского ордена.

24 мая 1850 г. по распоряжению Папы Пия IX и с согласия императора Николая II назначен первым епископом Тираспольской епархии и возведен в сан 10 ноября 1850 г. в церкви Св. Екатерины в Петербурге Могилевским архиепископом Казимиром Дмоховским (1848-1851). Предназначенный с 1852 г. в качестве епископской столицы, город Тирасполь оказался совершенно неприспособленным. В городе отсутствовала и католическая церковь, и помещения для курии и резиденции епископа. Построить их, как уже указывалось, помешала Крымская война 1853-1856 гг.

Первый епископ Тираспольской римско-католической епархии в 1850-1864 гг.  Фердинанд Геланус Кан (Kahn) (1787-1864)

В качестве временного места пребывания епископа был выбран Саратов, который уже и прежде рассматривался как место пребывания одного из епископов-помощников (суффраганов). Русское правительство выделило тысячу рублей на подготовку квартиры епископа, консистории и семинарии. Епископ прибыл из Петербурга в Саратов осенью 1856 года. Люди встретили его в небольшой деревянной церкви. Из 45.000 жителей Саратова католическая община насчитывала около полутысячи прихожан. Среди них были немцы, поляки и немногочисленная группа французов.

В короткое время правящий епископ создал кафедральный капитул, основал епархиальную консисторию, а в 1856 г. была открыта духовная семинария. Епископ Фердинанд Геланус Кан перешел в вечность 6 октября 1864 г. в Саратове и был похоронен в крипте каплицы на саратовском кладбище. После его смерти вплоть до 1872 г. кафедра оставалась без своего ординария.

Продолжал работу по организации деятельности молодой Тираспольской римско-католической епархии в 1872-1890 гг. Франц Ксавьер фон Цоттманн (Zottmann) (1826-1901). Он родился 15 июня (по другим данным 27 июня) 1826 г. в баварском городе Орнбау в Германии. С 1838 г. учился в гимназии в Айхштетте, с 1846 г. изучал филологию и теологию в университетах Мюнхена и Вюрцбурга. После того как сдал экзамены на должность учителя, долгое время не мог решить принимать ли духовный сан, выбрать академическую карьеру или соединить одно и другое. Владел десятью иностранными языками.

В 1853-1858 гг. Ф. Цоттманн получил место домашнего учителя и воспитателя у греческого посла в Санкт-Петербурге, где познакомился с монахами-доминиканцами, оказавшими значительное влияние на его последующую карьеру. Работал домашним учителем и гувернером в семье банкира Иордана в Москве. После отъезда Иордана из России, в 1859-1860 гг. обучался в Саратовской духовной семинарии Тираспольской римско-католической епархии. Пресвитерское рукоположение принял в 1860 году.

Епископ Тираспольской римско-католической епархии Франц Ксавьер фон Цоттманн (Zottmann) (1826-1901)

После посвящения в сан, 14 февраля 1861 г. епископ Кан назначил Цоттманна профессором и инспектором Духовной семинарии. В то время среди преподавателей семинарии, Цоттманн являлся единственным профессором немецкой национальности. 1 сентября 1863 г. он был избран почетным каноником. В 1864 г. епископ Кан направил каноника Цоттманна на юг России для приглашения священнослужителей, знавших немецкий язык, в поволжские немецкие колонии. В 1865 г. Ф. Цоттман был назначен ректором саратовской семинарии.

После смерти епископа Ф. Г. Кана в 1864 г. капитулярным викарием Тираспольской римско-католической епархии был избран викарный епископ Викентий Липский (1795-1875), который управлял епархией в течение 8 лет. 2 марта 1872 г. папской буллой новым епископом был назначен ректор духовной семинарии Франц Ксавьер Цоттманн. Он был преконизирован 14 апреля 1872 г., а в сан епископа торжественно возведен 11 июня 1872 г. в церкви Св. Екатерины в Санкт-Петербурге. В период своего понтификата епископ Цоттманн реорганизовал 25 крупных приходов, создал многочисленные новые приходы. В Саратове построил новую семинарию и новый кафедральный собор, который освятил в 1881 году.

По состоянию здоровья епископ неоднократно просил русское правительство и Святого Отца об отставке, 18 декабря 1889 г. получил на это официальное разрешение и уже 20 декабря направил своей пастве прощальное письмо. После семнадцати лет епископского служения Франц Ксавьер Цоттманн жил в полной изоляции от мира в далматинском монастыре в Каставе. В 1901 г. он вернулся на родину в Орнбау, где отошел к Господу 29 ноября (12 декабря) 1901 г., был похоронен в Орнбау 3(16) декабря 1901 г. в кладбищенской капелле.

В 1889-1901 гг. Тираспольской Римско-католической епархией управлял третий епископ, Антон Иоганн фон Падуа Церр (1849-1934). Он родился 10 марта 1849 г. в немецкой колонии Одесского деканата Францфельде (Украина) в семье колониста. До 1871 г. учился в Саратовской духовной семинарии, считался одним из ее самых одаренных выпускников. В пресвитеры был рукоположен только 11 марта 1872 г., так как к этому времени достиг канонического возраста. В 1872-1877 гг. служил администратором поволжского прихода Прейс, до 1878 г. совмещал должности декана северного округа Луговой стороны Волги (Левобережье) и администратора прихода в Екатериненштадте. Зимой 1878 г. А. Церр был назначен профессором апологетики, догматики, философии, латинского языка и литературы в Саратовской духовной семинарии. Был выбран каноником и генеральным викарием. В 1881 г. стал инспектором Духовной семинарии. Руководил оркестром семинарии.

3 марта 1883 Папа Лев XIII избрал и назначил Антона Церра титулярным епископом Диоклетианополя и викарным епископом (суффраганом) Тираспольской епархии. 22 мая 1883 г. состоялось его торжественное возведение в епископский сан в церкви Св. Екатерины в Санкт-Петербурге. С 18 декабря 1889 г. после отречения по состоянию здоровья от епископской кафедры А. Церра, Папа Лев XIII доверил ему служение ординария Тираспольской епархии с титулом епископа Тираспольского. В 1893 г. епископ Церр в течение двух месяцев находился с рабочей поездкой в Риме, был принят Папой Львом XIII, которому представил доклад о положении Тираспольской римско-католической епархии.

Епископ Тираспольской римско-католической епархии Антон Иоганн фон Падуа Церр (1849-1934

В 1901 году епископ вместе с прелатом Крушинским основал епархиальный журнал Климент. Он был прекрасным организатором и душепастырем. Во время своего епископского служения А. Церр освятил 20 церквей и алтарей, конфирмовал более 80 тыс. верующих. Был награжден орденами Св. Владимира второй и третьей степени, Св. Анны первой и третьей степени, Св. Станислава первой степени. По состоянию здоровья четырежды подавал прошение об отставке. Получил разрешение оставить должность 1 августа 1901 г.

15 августа 1901 г. А. Церр уехал из Саратова в Феодосию. В Крыму прошел курс лечения, занимался изучением церковных архивов и собственной генеалогии. К 1908 г. подготовил к публикации книгу об истории Таврии и истории Католической Церкви в Крыму, в 1914 г. издал работу об истории семьи Церров в России. Некоторое время жил под Одессой в колонии Зельц и родном Францфельде.

После прихода к власти большевиков и переезда столицы епархии из Саратова в Одессу, а семинарии в Карлсруэ (Степовое неподалеку от Николаева) был преподавателем и воспитателем клириков в той же семинарии. После установления советской власти на Украине, с 1920 г. управлял приходом Зельц. В 1924 г. в возрасте 75 лет в условиях преследований атеистическими властями, в последний раз объехал приходы одесского и николаевского деканатов, уделяя таинство миропомазания и рукоположив четырех священников. В годы Советской власти епископ А. Церр был лишен основных гражданских прав, как бывший священнослужитель. За ним, больным и пожилым человеком, было установлено постоянное наблюдение, по подозрению в антисоветской деятельности, связях с Германским консульством в Одессе и с лицами из-за границы. Умер епископ А. Церр 5 декабря 1934 г. в немецкой колонии Одесского деканата Кандель на Кучурганском лимане (Тираспольского уезда).

Барон Эдуард Михаил Иоганн (Эдуард Юльевич)фон Ропп (1851-1939) свое служение в сане епископа начинал в Тираспольской римско-католической епархии и был в 1902-1903 гг. ее четвертым ординарием после епископа Антона Иоганна фон Падуа Церра. В последствии Эдуард фон Ропп возглавлял Католическую Церковь России, являясь архиепископом и митрополитом Могилевской католической епархии, был трон-ассистентом Святого Престола, избирался депутатом I Государственной Думы (27.04.1906-09.07.1906).

Эдуард фон Ропп родился 2 декабря 1851 г. в с. Лихно (Лихтино) под Динабургом (ныне Двинск) Курляндской губернии. Он являлся потомком знатнейших немецких, курляндских и польских родов. Его предками были князья Огинские и Вишневецкие, в том числе легендарный национальный герой Польши Иеремия Корибут Вишневецкий (1612-1651)[1] и король Михаил Корибут Вишневецкий (1669-1673).

Когда Э. фон Роппу было 7 лет, умер его отец - Юлий Эммерих фон Ропп. Мать, графиня фон Платер-Зиберг, дочь вице-губернатора Вильно (с 1939 г. Вильнюс) воспитывала пятерых детей в глубоко религиозной атмосфере. В 1866 г. Эдуард окончил лицей во Фрейбурге (Швейцария), затем учился в гимназиях Риги и Санкт-Петербурга. С 1875 г. по окончании юридического факультета Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата права, работал служащим окружного суда, Сената и Министерства государственного имущества. Неудовлетворенность работой и трагическое окончание первой любви - гибель невесты в Венеции, привели к тому, что с 1879 г. барон жил в родовом поместье, где принял решение посвятить себя служению Богу и поступил в духовную семинарию в Ковно (с 1917 г. Каунас).

Окончив Духовную семинарию, он был возведен в сан священника в 1890 году в Каунасе епископом Л. Паллулоном. Уже будучи священнослужителем (с 1890 г.), учился на теологических факультетах в университетах Фрейбурга (Швейцария) и Инсбрука (Австрия). В 1893-1902 гг. служил пробстом и деканом Курляндии. Под руководством Э. фон Роппа в резиденции деканата - Либаве (Латвия) была возведена церковь, он много занимался воспитанием и образованием польской молодежи, благотворительностью. С 1896 г. был избран каноником.

В 1902 г. Папа Лев XIII назначил каноника Э. фон Роппа епископом Тираспольской Римско-католической епархии. 27 мая 1902 г. он был торжественно возведен в сан епископа. Управлял Тираспольской епархией 19 месяцев, за это время совершил ряд пастырских поездок по приходам, особое внимание уделял деятельности Духовной семинарии. 27 октября 1903 г. епископ Э. фон Ропп был переведен на должность Виленского епископа.

В ответ на царский Манифест от 17 октября 1905 г он обратился  к императору Николаю II с письмом, в котором подчеркнул возможность улучшения положения Католической Церкви, а в католические приходы направил комментарии и разъяснения к Манифесту. Епископ Э. фон Ропп основал Конституционно-католическую партию Литвы и Белоруссии и Католический союз рабочих. Был избран депутатом Государственной думы первого созыва. Конституционно-католическая партия Литвы и Белоруссии вскоре после основания была запрещена. После роспуска Думы, епископ Ропп 5 октября 1907 г. был выслан из Вильнюса в Витебскую губернию, а позже в Тифлис сроком на 10 лет. Причиной ссылки послужил конфликт с государственными органами, потребовавшими введения в католических церквях русского языка и обвинившими епископа в распространении польской пропаганды. На высылке Э. фон Роппа настаивал и Святейший Синод, обозначивший деятельность католического епископа как иезуитскую.

От административной ссылки он был освобожден после Февральской революции. В 1917 г. епископ Ропп вернулся в епархию. 25 июля 1917 г. Папа Бенедикт XV назначил его архиепископом Могилевским и митрополитом России.

Летом 1917 г. митрополит Э. фон Ропп от имени Ватикана заключил соглашение с Временным правительством по вопросам, относящимся к положению римско-католической Церкви в России и основанию епархий.

После Октябрьской революции называл Советское правительство посланниками дьявола. В декабре 1918 г., в Петрограде он учредил и руководил Центральным комитетом Могилевской епархии. Комитет разрабатывал меры по противостоянию большевистским антирелигиозным кампаниям и осуществлению декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви, в части национализации церковного имущества.

Под руководством митрополита Роппа в католические церкви было разослано указание не признавать национализации церковного имущества (меморандум Историческая записка об отделении церкви от государства в большевистской России, составленный прелатом Будкевичем, осужденным и расстрелянным в 1923 г.). Циркуляры митрополита призывали духовенство всячески противодействовать проведению в жизнь этого декрета и изъятию церковных ценностей.

В 1918 г. глава католиков России обратился с письмом к советскому правительству с требованием прекратить негласную цензуру, которой подвергались проповеди, следствием чего стало проведение нескольких обысков в резиденции архиепископа.

В начале 1919 г. Ватикан получил известие об якобы аресте Э. фон Роппа, обвиненного в контрреволюционных действиях против советской власти. В ответ на телеграмму кардинала Гаспарри из Рима с требованием освободить Э. фон Роппа, В. Ленин сообщил, что арестован не архиепископ, а его 22-летний племянник, офицер царской армии Эгон Ропп, обвиняемый в спекуляции.

Святой Престол, не удовлетворенный ответом, предложил обменять митрополита России на группу коммунистов, заключенных в Польше. Этот обмен осуществить не удалось.

На самом деле, архиепископ Э. фон Ропп был арестован 29 апреля (по другим данным 19 апреля) 1919 г. в Петрограде, как заложник после взятия г. Вильно Красной Армией. Арест архиепископа вызвал многочисленные акции протеста среди католического населения и обращение прихожан к народному комиссару юстиции П. А. Красикову. Вследствие чего митрополит был переведен из Петрограда в Москву - сначала на Лубянку, затем в Бутырскую тюрьму.

Представитель Ватикана папский нунций в Варшаве Ахилл Ратти и Красный Крест вели переговоры с советским правительством об обмене митрополита Роппа на К. Радека, находившегося в заключении в Германии.

17 ноября 1919 г. в результате переговоров Ватикана и России Э. Ропп фон был выпущен из тюрьмы в Москве и выехал в Варшаву.

В 1922 г. А. Ратти, ставший римским Папой Пием XI, назначил митрополита Роппа трон-ассистентом Святого Престола.

С 1923 г. он - руководитель Люблинского Миссионерского института по работе с Россией, глава секретариата Могилевской епархии.

В 1923 г. обратился с воззванием на нескольких языках к Всемирному конгрессу христианских религий с призывом принять резолюцию против религиозных преследований в России. С 1938 г. Э. фон Ропп проживал в Познани. Умер от воспаления легких 25 июля 1939 г. в Познани (Польша). Прах перезахоронен в Белостоке, где тогда находилась администрация Виленской епархии.

Последним, пятым епископом Тираспольской римско-католической епархии, в 1904-1929 гг. был Йозеф (Иосиф) Алоизий Кесслер (Kessler). Он родился 12 (24) августа 1862 г. в немецкой колонии Луис (Дроговка) Самарской губернии. Закончил два отделения (Малую семинарию и Духовную) семинарии Тираспольской римско-католической епархии в Саратове. За успехи в учебе был рекомендован епархиальной духовной коллегией для обучения в Санкт-Петербургской духовной академии, где, защитив диссертацию, в 1889 г. получил степень магистра богословия. В этом же году был рукоположен в сан Римско-католического священника.

В течение двух лет являлся профессором духовной семинарии и кафедральным викарием в Саратове. В 1891-1895 гг. служил администратором Симферопольского прихода, в 1895-1899 гг. настоятелем в немецкой колонии Зульц (ныне Щульцево) Николаевского деканата. В 1899-1903 гг. был настоятелем кишиневского прихода Одесского деканата. В 1903 г. епископ Тираспольской епархии Э. Ропп назначил отца И. Кесслера инспектором Саратовской римско-католической духовной семинарии. С 1904 г. он становится каноником кафедрального собора Св. Климентия в Саратове.

7 апреля 1904 г. каноник И. Кесслер назначен епископом Тираспольской епархии, возведен в сан епископа 28 октября в храме Св. Екатерины в Санкт-Петербурге. В период понтификата И. Кесслера (1904-1929 гг., фактически до 1920 г.) епархия возросла численно и укрепилась духовно. По инициативе и под руководством епископа Малая семинария, отделение Духовной семинарии для мальчиков, была преобразована в гимназию, было построено новое здание семинарии, предприняты католические миссии на Украину, в Крым, Поволжье. Во время пастырских визитов ординарий лично освятил 31 новую церковь, конфирмовал 75 тысяч человек. В 1906 г. основал в Саратове общество Св. Климента и открыл типографию (с 1907 г. в Одессе) для издания печатного органа епархии "Клеменс" (основан в 1897 г.) и приложения к нему "Deutsche Rundshau", выходившего дважды в неделю. Издал сборник церковных песен.

Последний епископ Тираспольской римско-католической епархии, Йозеф (Иосиф) Алоизий Кесслер (Kessler)

В 1905 г. глава Тираспольской епархии направил правительству прошение с просьбой об отмене религиозных ограничений, разрешения свободного сообщения с Ватиканом и открытия мужских и женских монашеских орденов в епархии.

В 1909 г. он выступил против циркуляра П. А. Столыпина о признании браков католиков с православными законными только при заключении их в православных церквях.

В 1912 г. принимал участие в работе XXIII евхаристического конгресса в Вене.

В августе 1918 г., спасаясь от преследований большевиков, перенес свою резиденцию из Саратова в Одессу, откуда управлял епархией более двух лет. Большевистскую власть он считал порождением антихриста, в своем пастырском послании предупреждал верующих, поддерживающих эту власть, об отлучении от Церкви.

В 1920 г. в связи с усилением антирелигиозной политики в Советском государстве и после объявления епископа Кесслера во всероссийский розыск, он был вынужден бежать из советской Одессы, перейти государственную границу Королевства Румынии и поселиться в приходе немецкой колонии Красна Бессарабского деканата. Однако, продолжая служение в Румынии, связи с Тираспольской епархией не прерывал. В 1922 г. вместе с патером Н. Майером посетил США для сбора пожертвований в пользу голодающих России. В результате этой поездки, через Американскую организацию помощи российским немцам были отправлены продукты на 32 тысячи долларов.

После издания Постановления ВЦИК и СНК О религиозных объединениях от 8 апреля 1929 г. и усиления антицерковной политики 27 ноября 1929 г. епископ Кесслер официально отказался от управления Тираспольской римско-католической епархией.

23 января 1930 г. Папа Пий XI назначил его титулярным архиепископом Боспорским. В 1930 г. во время второй поездки в США посетил женский монастырь Св. Марии. По возвращении из Америки жил в доме Св. Отто, принадлежащем объединению Каритас в г. Цинновитц на о-ве Узедом в Германии. Являлся автором книги по истории Тираспольской епархии и воспоминаний, изданной в США. Епископ Кесслер отошел к Господу 10 декабря 1933 г. в Цинновитце, Германия. Похоронен, в соответствии с завещанием, в Орнбау в Баварии, рядом с могилой епископа Ф. фон Цотмана, который являлся для него примером.


[1] Иеремия Михаил Корибут Михайлович Вишневецкий (1612-22.08.1651), князь на Вишневце, Лубнах и Хороле (1615-1651), староста Перемышльский (1649-1651), Каневский (1647-1651 ),Прасмыцкий( 1649-1651) и Новотарский( 1649), староста Гадяцкий (1634-1651), воевода Русский (1646-1651), рейментар Великий Коронный. Жена: Гризельда-Констанция Замойская (27.04.1623-07.04.1672) с 1639. Сын: Михаил-Томаш Корибут (18.06.1640-10.11.1673), князь Вишневецкий (1651-1673), король Польши и Великого княжества Литовского (1669-1673).

Ольга Лиценбергер - профессор кафедры истории российской государственности и права Поволжской Академии государственной службы им. П. А. Столыпина (г. Саратов), доктор исторических наук, кандидат юридических наук

 

Станислав Виницкий

Согласно формулярному списку о службе,  родился в 1778 г., происходил из дворянского рода. В 1800 г. вступил в монашеский орден Тринитариев, с 1800 по 1804 гг. изучал богословие в учебных заведениях Ордена. По окончании обучения принял священнический сан и до 1815 г., исполнял должность проповедника в разных тринитарных монастырях Луцкой и Каменецкой епархий. В 1815 г. по распоряжению епархиального епископа, был переведен в белое духовенство и направлен в Кишинэу. После кишиневского, он служил в хотинском приходе (1817-1826), в 1826 был переведен в Бэлць, где служил настоятелем до 1836 г. С 1836 г. служил в приходах Подольской губернии, был награжден бронзовым крестом в память войны 1812 г.

 КГГА, Ф. 685, оп. 2, д. 6; д. 2, л. 357об.

Католические священники, служившие в немецких колониях Бессарабии

По архивным документам можно установить фамилии практически всех католических священников, служивших в 20-е - 30-е гг. XIX в. в колониях южного края России и регулярно проповедовавших в соседних колониях. Их число невелико:

Виман Иоганн Конрад (1823-1835, Нейзац, Розенталь)

Гамер Иоганн (до 1835-1836, Раштадт, Красна)

Дукаст Франц (1820-1821, Раштадт, Мюнхен, Одесса)

 Зибини фон Доминик (1826 - после 1828, Сарата, Кляйнлибенталь, Ямбург)

Иогансен Ф., доминиканец (1827-1842, Мангейм)

Сковзгрида Каетан, викарий (1836, Одесса)

Калиновский Зенон, доминиканец, курат (1837-1843, Розенталь)

Марцинкевич Альбинус, кармелит (1820-1828, Ландау, Зельц)

Мациевский Каетан, доминиканец, каноник (1821-1828, Зельц, 1828-1833 Ландау)

Петрашевский Винсент (около 1828-1873, Ямбург, Йозефсталь, Розенталь)

Поврог Давид, курат (1831-1842, Раштадт, Мюнхен)

Станкевич Михаил (1835-1878, Йозефсталь, Кляйнлибенталь, Карлсруэ, Перекоп)

Сташевский Целестин (1816-1830, Севериновка, Гейдельберг, мо-лочанские колонии, Раштадт)

Эйбель Йозеф-Леопольд(1822-1830, Йозефсталь)

В архивных документах также встречаются фамилии католических священников 20-х - 30-х гг. XIX в., установить точные даты служения, которых в колониях Новороссии не представляется возможным. Это:

Жибутович Тыбурций - католические колонии Мариупольского округа и колония Эйхвальд

Обушинский Кореин - настоятель в Гейдельберге,

Гастлер Иеронимус - Ландау,

Заремба - Зельц, Эльзас и Мангейм

Соболевский - Зельц, Эльзас и Мангейм.

Всем указанным выше священникам приходилось служить не только в своем приходе или в колониях своего округа, но и навещать католиков других приходов Юга России.

Ольга Лиценбергер - профессор кафедры истории российской государственности и права Поволжской Академии государственной службы им. П. А. Столыпина (г. Саратов), доктор исторических наук, кандидат юридических наук

 

 

 

Церковь в Бессарабии

Православная церковь

краткая история*монастыри*храмы*география*церковные организации*биографии*библиография

Католическая церковь

краткая история*храмы*церковные организации*биографии*библиография

Армяно-григорианская церковь

краткая история*храмы*церковные организации*биографии*библиография

Старообрядчество в Бессарабии

______________________________________________________________________________________________________

Географические сведения*Бессарабия в составе России*Бессарабское общественное устройство*Земство в Бессарабии*Бессарабское дворянство*Церковь в Бессарабии*Бессарабские интеллектуалы*Бессарабская пресса*Пушкин в Бессарабии